Фонд Мильнера инвестировал в финтех-стартап Revolut

В результате Revolut становится «единорогом» и выходит на российский рынок
Весь стартап в ходе раунда получил оценку в $1,7 млрд – т. е. стал  «единорогом» (так называются компании, оцененные более чем в $1 млрд)
Весь стартап в ходе раунда получил оценку в $1,7 млрд – т. е. стал «единорогом» (так называются компании, оцененные более чем в $1 млрд) / Mike Blake / Reuters

Венчурный фонд DST Global миллиардера российского происхождения Юрия Мильнера совместно с группой инвесторов вложил $250 млн в британский финтех-стартап Revolut, основанный выходцами из России, сообщил представитель Revolut и подтвердил представитель фонда. Весь стартап в ходе раунда получил оценку в $1,7 млрд – т. е. стал «единорогом» (так называются компании, оцененные более чем в $1 млрд) менее чем за три года существования.

Долю и сумму вложения DST Global стороны не раскрывают.

Основные продукты Revolut – приложение и пластиковая карта, которые позволяют проводить международные переводы в разных валютах по биржевому курсу без комиссий платежных систем. Стартап также запустил страховки, площадку для кредитования, торговлю криптовалютами и обслуживает юридические лица. Revolut не зарабатывает на продаже валюты и комиссиях, объясняет ее представитель, но получает около 1% с каждой транзакции от торговцев – принимающих оплату сторон (магазинов, кафе и проч.), берет абонентскую плату за пользование премиум-счетами, плату за страховки и кредиты.

Компания привлекает инвестиции, чтобы выйти на новые рынки – в России, Индии, США, Австралии, Сингапуре и Гонконге, причем уже в этом году, отмечается в ее сообщении. В России появятся сначала лишь базовые услуги Revolut – с монетизацией по 1% за транзакцию с торговцев, это произойдет в IV квартале 2018 г., обещает представитель Revolut.

В России Revolut интересуют, скорее, транзакции путешественников, предполагает Данил Гусев, управляющий партнер европейской Gauss Ventures, до этого работавший над сделкой Revolut в Digital Space Ventures: компания даже хотела выйти в России к чемпионату мира по футболу – 2018, чтобы на старте быстро нарастить здесь количество транзакций.

Россия не станет для Revolut существенным рынком, уверен партнер фонда iTech Capital Алексей Соловьев. Хотя проникновение подобных финансовых услуг здесь крайне мало и шанс развиться есть у всех конкурентов, российский рынок добавит Revolut, скорее всего, менее 10 млн пользователей в ближайшие несколько лет, подсчитывает он. Возможно, для жителей страны сервис выйдет в партнерстве с одним из действующих банков, чтобы Revolut не пришлось терять время на лицензирование собственных услуг, предполагает Гусев.

Рентабельность банковского бизнеса в целом сокращается во всем мире, объясняет председатель совета ассоциации «Электронные деньги» Виктор Достов, но остаются некоторые области с относительно высокой рентабельностью. Одна из них, по мнению Достова, – как раз международные денежные переводы, где комиссия может достигать 5% и более. Поэтому, говорит Достов, инвестиция в стартап, работающий в этой области, имеет смысл. Есть и спрос на эти услуги: впечатление, что перевод денег – занятие только для гастарбайтеров, обманчиво, уверен эксперт. Есть, например, бронирование отпускного жилья за границей, переводы детям и родителям, работники-экспаты, которые переводят зарплату на родину и тоже не желают платить большую комиссию банку, и множество других ниш, перечисляет он.

Если DST рассчитывает продать долю в Revolut стратегическому инвестору, таким уже через 3–4 года может стать одна из крупнейших международных платежных систем – или банк из лидирующей пятерки в любой стране с развитой экономикой, рассуждает Соловьев.

Если же в ближайшие 3–4 года стартап будет развиваться еще быстрее, чем сейчас, он может и вовсе отказаться от стратегического инвестора и провести первичное размещение акций, уверены Соловьев и Гусев. Будущее же развитие Revolut станет в основном зависеть от того, как им удастся монетизировать уже действующую аудиторию, предлагая все новые и новые сервисы, заключает Гусев.

Весь стартап в ходе раунда получил оценку в $1,7 млрд – т. е. стал  «единорогом» (так называются компании, оцененные более чем в $1 млрд)