Telegram могут заблокировать уже в пятницу
Суд имеет право принять такое решение, адвокаты в суде защищать Telegram не будутПредставитель Роскомнадзора во время предварительного рассмотрения иска к Telegram заявил ходатайство о немедленном исполнении решения суда, если иск будет удовлетворен. Согласится ли суд с истцом, будет понятно в пятницу, когда дело будет рассмотрено по существу. Другое ходатайство Роскомнадзора уже удовлетворено: суд привлек в качестве третьего лица ФСБ. Руководитель Роскомнадзора Александр Жаров подтвердил «Ведомостям», что служба просит суд о немедленном вступлении в силу решения о блокировке Telegram, если оно будет принято.
Заблокировать мессенджер Роскомнадзор может только по решению суда. Иск об ограничении доступа к Telegram на всей территории России подан 6 апреля.
Мессенджер должен был до 5 апреля исполнить требование ФСБ о предоставлении ключей шифрования – в тот день истек срок, который Роскомнадзор отвел Telegram на передачу ключей.
Иску предшествовала сначала публичная перепалка Жарова с основателем Telegram Павлом Дуровым – о внесении данных мессенджера в реестр операторов распространения информации. Ключи шифрования ФСБ стала требовать после того, как мессенджер был включен в реестр. Telegram требование игнорировал, ФСБ подала в суд на мессенджер и выиграла.
Дело дошло до Верховного суда, который отказался удовлетворить иск Telegram к ФСБ о признании незаконным ее приказа об обязательном раскрытии ключей шифрования. Telegram апеллировал к законодательству, по которому доступ к частной переписке спецслужбы могут получить только по решению суда. Представитель ФСБ ссылалась на позицию Конституционного суда: переписка в мессенджерах не составляет охраняемой законом тайны, для получения доступа к которой ФСБ необходимо судебное разрешение.
На предварительном заседании 12 апреля адвокатов Telegram не было. Не будет и 13 апреля: Дуров запретил им участвовать в процессе, чтобы, как написал адвокат «Агоры» Павел Чиков (представляет Telegram в судах), не легитимизировать откровенный фарс своим присутствием.
Таганский месседж
13 апреля Таганский суд Москвы рассмотрит заявление Роскомнадзора об ограничении доступа к Telegram в России.
Оценить реакцию аудитории на отключение мессенджера можно было в конце марта, когда Telegram был недоступен несколько часов. Тогда объем передачи данных в WhatsApp вырос почти в 1,5 раза против обычного в будние дни, зафиксировал «Мегафон». По данным Yota, с начала сбоя перешло на WhatsApp 80% пользователей Telegram, а оставшиеся 20% поровну распределились между Skype и Viber. МТС и «Вымпелком» не комментировали итоги того дня.
У пользователей все больше мессенджеров, фиксировал «Вымпелком»: в конце 2017 г. в среднем было три мессенджера, в конце 2016 г. – 1,73.
Блокировка столь популярного сервиса обернется лишь ростом числа пользователей, понимающих, как обходить любые блокировки, считает основатель Group-IB (расследует компьютерные преступления) Илья Сачков. Технически проблема не решится, но, поскольку масса людей будет пользоваться средствами обхода блокировки, это подорвет авторитет государственных запретов, уверен он.
Адвокаты мессенджера считают, что при рассмотрении иска Роскомнадзора нарушено несколько законных процедур – к примеру, ответчику не дали ознакомиться с иском. «Мы даже не понимаем, какие требования Роскомнадзор в нем предъявляет, – заявил «Ведомостям» адвокат Рамиль Ахметгалиев, который представляет интересы Telegram в суде. – Нас не уведомили о досудебной беседе, мы узнали об этом из прессы после публичного заявления пресс-службы суда, все это чудовищные процессуальные нарушения. Таганскому суду прекрасно известно, что Telegram – иностранная компания и для участия ее представителей в заседании, для подготовки доверенностей, перевода и отправки документов в компанию нужен не день и не два. Но все это суд игнорировал». Во время рассмотрения иска от ФСБ суд процедуры соблюдал: адвокатам дали время ознакомиться с материалами дела и еще месяц, чтобы подготовиться к суду.
Возможна ли немедленная блокировка?
Чиков предсказывал, что, если суд решит заблокировать мессенджер, это не произойдет мгновенно – реальная блокировка Telegram возможна в середине лета 2018 г. Дуров не комментировал блокировку мессенджера.
У суда есть все полномочия требовать немедленного исполнения своего решения – блокировки Telegram, все зависит от того, примет ли суд ходатайство и достаточно ли доводов приведет Роскомнадзор, говорят опрошенные «Ведомостями» юристы. Роскомнадзору необходимо предоставить суду информацию, что промедление в блокировке повлечет необратимые последствия, в том числе приведет к значительному ущербу или сделает исполнение решения суда невозможным, объяснил адвокат адвокатского бюро Herbert Smith Freehills Евгений Упоров.
Ходатайства о немедленном исполнении решения суда подаются нечасто и еще реже удовлетворяются, знает партнер юридической компании «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов.
Требования ФСБ невыполнимы технически, писал в октябре Дуров. Передать ключи шифрования переписки пользователей просто невозможно, таково устройство Telegram, объяснял юрист «Агоры» Дамир Гайнутдинов, эти ключи в секретных чатах генерируются непосредственно на устройствах пользователей и регулярно обновляются. Переписка в обычных чатах хранится на серверах компании, но предоставить доступ ко всему содержимому даже одного чата невозможно: ключи также обновляются и переписка хранится на разных серверах в разных юрисдикциях, объясняет юрист: «Проще всего хранить тот секрет, которого ты не знаешь».
Существует два теоретических способа блокировки интернет- и мобильных сервисов, рассказывал «Ведомостям» сотрудник сотового оператора. Первый – блокировать конкретные IP-адреса сервисов, что может быть затруднительно, если у сервиса их много или он способен их быстро менять. Второй – с помощью оборудования DPI (deep packet inspection), которое способно вычленять отдельные сервисы во всем массиве трафика и снижать пропускную способность канала для этих сервисов, объяснял собеседник «Ведомостей». Но как это выглядит на практике, неизвестно: подобного тестирования не проводилось, знает он.