«Смерть Сталина» не удалось показать даже подпольно
Культурная платформа собиралась устроить просмотр, да помешал запрос «Ведомостей»Лекторий культурной платформы «Синхронизация» планировал показать 3 марта фильм британского режиссера Армандо Ианнуччи «Смерть Сталина». Объявление о показе было опубликовано на сайте проекта и на его страницах в социальных сетях. Билет на показ стоил 1200 руб. Несмотря на такую высокую цену, более 30 человек в группе «Синхронизации» на Facebook отметили, что придут на показ.
Проблема в том, что фильм официально запрещен к показу в России: 23 января Министерство культуры отозвало прокатное удостоверение на картину. Министр культуры Владимир Мединский назвал ее оскорбительной насмешкой над советским прошлым и, «самое противное, над жертвами сталинизма».
Это первый случай, когда Минкульт отозвал уже выданное прокатное удостоверение на художественный фильм, без такого документа кинотеатры не имеют права показывать картину. Правом на показ «Смерти Сталина» в России владеет прокатная компания «Вольга», премьера фильма планировалась на 25 января.
Сотрудники «Вольги» отрицают, что договаривались с «Синхронизацией» о показе «Смерти Сталина». «К глубокому сожалению, у нас было отозвано прокатное удостоверение, поэтому ни для каких публичных показов в России копию фильма мы предоставить не имеем права», – сказала «Ведомостям» директор по маркетингу «Вольги» Елена Шнеерсон.
Сотрудник «Синхронизации» Олеся Журавлева днем 21 февраля сообщила «Ведомостям», что у платформы пока нет на руках копии картины, она не вела переговоров с «Вольгой», но лекторий может использовать для своего показа ту копию, которая уже появилась в интернете. На пиратских сайтах в последнее время действительно появилась нелегальная копия «Смерти Сталина» в хорошем качестве, но легально посмотреть этот фильм в рунете сейчас невозможно, убедились «Ведомости».
Вечером 21 февраля директор «Синхронизации» Мария Бородецкая сказала, что показ фильма отменен – и именно после запроса «Ведомостей»: «Конечно, запрещенный фильм мы показывать не будем».
Единственным кинотеатром, который показал «Смерть Сталина» в России, стал московский «Пионер» (принадлежит Александру Мамуту). Кинотеатр заранее, еще до отзыва прокатного удостоверения, получил от «Вольги» копию фильма и 25–26 января провел пять сеансов этой картины. Билеты на эти сеансы стоили от 110 до 770 руб.
Нелегально и недорого
Показы кинофильмов в так называемых видеосалонах в начале 1990-х гг. – без малейшей даже мысли согласовать их с держателями авторских прав – дали старт кинобизнесу в новой России. Билеты в такие видеосалоны стоили примерно столько же, сколько и в кинотеатры, но репертуар их был существенно шире, в том числе включал невозможные для публичной демонстрации видеозаписи.
С советских времен тянулась традиция квартирных концертов рок-групп – официальных площадок для них почти не было. Билеты на такие квартирники распространялись по знакомым и стоили сопоставимо с билетами на официальные концерты.
По иному принципу были устроены квартирные картинные галереи: вход в них был бесплатным, зарабатывали галеристы непосредственно на продаже картин.
Прекратил показ кинотеатр после визита прокуратуры и полиции. В четверг, 22 февраля, суд рассмотрит три протокола о нарушении «Пионером» закона о кинематографии. Если кинотеатр признают виновным, то он будет оштрафован на сумму до 200 000 руб. или его деятельность будет приостановлена.
Британская комедия о советском вожде должна была выйти в ограниченном прокате, в отдельных, прежде всего московских, кинотеатрах. Журнал «Бюллетень прокатчика» прогнозировал, что фильм соберет в России довольно скромную сумму – 14–15 млн руб. После запрета «Смерти Сталина» интерес к фильму резко вырос – пользователи социальных сетей стали активно интересоваться, где можно скачать копию сатирической комедии об умершем вожде. Один из самых популярных торрентов в России – Rutracker тогда даже опубликовал объявление, что копия картины в хорошем качестве появится на этом сайте не раньше середины февраля.
Директор Центра развития Высшей школы экономики Наталья Акиндинова считает подпольные показы «Смерти Сталина» еще одним примером теневой экономики в России: «Такая экономика появляется по разным причинам. Например, когда на легальные в принципе товар или услугу есть высокий спрос, но удовлетворить его легально из-за государственных запретов или ограничений невозможно». Цензура фильма привела к тому, что бизнес не может заработать на нем легально и находит другие пути, констатировала Акиндинова, так и после введения продуктового эмбарго небольшие компании нашли способ продавать в России запрещенные европейские сыры или фрукты. В 2016 г. интернет-магазин Chillcheese стал поставлять в Россию сыры напрямую из Гамбурга в личных посылках, писали «Ведомости». Гендиректор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин полагает, что в крупных городах России коммерческие показы пиратских копий фильмов за деньги теперь не очень распространены, а вот в небольших городках и деревнях такие кустарные показы есть и сейчас.
В последние годы у российского бизнеса появляется все больше причин возвращаться в тень – потребительский спрос падает, а фискальная нагрузка растет, рассуждает директор Института анализа предприятий и рынков Высшей школы экономики Андрей Яковлев, соответственно, и так высокая доля теневой экономики в российском ВВП будет увеличиваться. Но случай с подпольными показами «Смерти Сталина» Яковлев считает очень нишевой историей: во-первых, в России нет массового запрета на показ кино, во-вторых, сам по себе фильм «Смерть Сталина» явно не предназначен для массовой аудитории.