В 2017 году к платному ТВ подключилось рекордно мало абонентов

Перенасыщенному рынку мешают проникновение интернета и смарт-ТВ
В 2017 г. к платному ТВ подключилось рекордно мало абонентов:  перенасыщенному рынку вдобавок мешает проникновение интернета и смарт-ТВ
В 2017 г. к платному ТВ подключилось рекордно мало абонентов: перенасыщенному рынку вдобавок мешает проникновение интернета и смарт-ТВ / Максим Стулов / Ведомости

Прошлый год стал худшим по приросту абонентов платного ТВ, подсчитали аналитические компании Telecom Daily и «ТМТ консалтинг». Под платным телевидением аналитики подразумевают спутниковое, кабельное и интернет-ТВ (IPTV), которое предлагает абонентам расширенные пакеты телеканалов и изображение лучшего качества.

По данным «ТМТ консалтинга», прирост составил 1,3 млн абонентов, что является худшим показателем с конца 2000-х гг., отмечает аналитик компании Елена Крылова. Гендиректор «ТМТ консалтинга» Денис Кусков говорит о приросте на 0,93 млн абонентов. Это самый низкий показатель за последние семь лет (столько Telecom Daily анализирует этот рынок), уверяет Кусков. Разница в подсчетах объясняется тем, что «ТМТ консалтинг» учитывает в своих подсчетах 400 000 пользователей спутникового ТВ оператора МТС, а Telecom Daily – нет, ссылаясь на отсутствие официальных данных МТС. Количество абонентов спутникового ТВ МТС ее представитель Дмитрий Солодовников не раскрыл, но заявил, что их число быстро растет.

По данным обеих компаний, в 2017 г. проникновение платного ТВ по домохозяйствам в России впервые достигло 75%. Рынок перенасыщен, что и замедляет рост, разводят руками аналитики. МТС столкнулась с этим в регионах, но оператор монетизирует существующую базу и зарабатывает на дополнительных услугах (например, видео по запросу и отложенном просмотре).

По мере развития широкополосного доступа в интернет в России все чаще телеканалы, фильмы и сериалы смотрят на смарт-телевизорах через специальные приложения (например, «Амедиатека») и через интернет, не подключаясь к телевизионным сетям, добавляет Крылова. Рост аудитории интернета и смарт-ТВ замедляет рост платного телевидения, отмечает аналитик iKS-Consulting Максим Савватин. Но количество пользователей платного ТВ все равно продолжает расти из-за привычки абонента к традиционной сетке вещания, объясняет он.

Есть еще одна причина. Крылова указывает на бесплатное цифровое эфирное телевидение, которое с середины 2000-х гг. развивает гос-оператор РТРС. Сейчас вещание охватывает большую часть территории России, часть зрителей, которые могли бы подключиться к платному ТВ, бесплатно смотрят в эфире более 20 телеканалов, отмечает Крылова.

Рост рынка платного телевидения замедляется год от года, признает гендиректор оператора спутникового ТВ «Орион» Кирилл Махновский. Лучше других себя чувствует спутниковый сегмент – в прошлом году база пользователей «Ориона» выросла на 4%, отмечает он.

Кусков напоминает о случившемся в конце 2014 г. обвале рубля, из-за которого операторы перестали строить региональные сети – все, кроме «Ростелекома». А госоператор подведет итоги 2017 г. лишь в марте. Но динамика будет схожа с итогами первых девяти месяцев, ожидает его представитель Валерий Костарев. К концу сентября 2017 г. число абонентов платного ТВ «Ростелекома» превышало базу сентября 2016 г. на 5,4%, а годом ранее рост был 9,5%. Объяснение этому Костарев видит в IPTV, число пользователей которого за год к сентябрю 2017 г. выросло на 16,4%.

В 2017 г. к платному ТВ подключилось рекордно мало абонентов:  перенасыщенному рынку вдобавок мешает проникновение интернета и смарт-ТВ