Доля Apple на российском рынке смартфонов взлетела на треть
Samsung сохранил лидерство в штуках, но еще сильнее отстал в деньгахВ ноябре Apple заняла 43,1% российского рынка смартфонов в деньгах и 16,4% в штуках. Это следует из материалов компании – партнера нескольких производителей электроники. Данные подтвердили сотрудники двух компаний – ритейлеров электроники. По расчетам другого ритейлера, доля Apple в ноябре в деньгах оказалась даже чуть выше – около 45%. По его словам, для iPhone это рекордная доля в России за последние семь лет.
Двумя месяцами ранее, в сентябре, доля iPhone в России в деньгах и штуках составляла 32,6 и 13,8%, отмечено в материалах партнера нескольких производителей. То есть за два месяца доля Apple на российском рынке смартфонов в денежном выражении выросла не менее чем на 10,5 п. п., а в натуральном – на 2,6%.
В то же время доля основного конкурента Apple Samsung в деньгах и штуках снизилась за два месяца на 6 и 1 п. п. до 25 и 24,6%.
Прирост на 10,5 п. п. за два месяца не рекорд для Apple, утверждает представитель МТС Дмитрий Солодовников. В октябре 2016 г., в первом полном месяце после начала продаж iPhone 7 в России, по сравнению с августом доля Apple в деньгах выросла более чем на 14 п. п., вспоминает он. Правда, эта доля была ниже, чем в ноябре 2017 г., – 40,5%,свидетельствуют материалы производителя электроники.
Обычно Apple каждый год выводит на рынок по одному флагманскому смартфону. Но в этом году почти одновременно состоялся запуск двух устройств. В конце сентября Apple начала продажи в России iPhone 8. А 3 ноября в продаже появился iPhone X – самый дорогой смартфон за всю историю этого бренда. В октябре в России было продано чуть больше 77 000, рассказывали «Ведомостям» сотрудники нескольких ритейлеров. А в ноябре вместе было продано более 130 000 iPhone 8 и iPhone Х. С выходом двух новых iPhone в конце сентября и ноябре снизились продажи всех смартфонов дороже 40 000 руб., заметил сотрудник одной из розничных сетей.
Рост доли рынка – следствие почти одновременного появления на рынке iPhone 8 и iPhone Х, считает представитель Inventive Retail Group (владеет сетью магазинов Apple re:Store) Людмила Семушина. Выход iPhone X впервые в истории продаж iPhone в России состоялся одновременно со странами первой волны, напоминает она. После выхода новых моделей произошло снижение цен на iPhone 7, которые также стимулировали продажи iPhone в России, утверждает Семушина. Продажи iPhone 8/8 plus и iPhone X в re:Store уже на треть выше прошлогодних продаж iPhone 7/7plus, а впереди еще дни максимальных предновогодних продаж, говорит она.
Ежегодный выпуск новых флагманских смартфонов Apple стимулирует спрос на продукцию бренда, отмечает руководитель департамента «Мобильная техника» «М.видео» Сергей Сухоруков. Обычно всплеск спроса длится пару месяцев, после чего расстановка сил между ведущими игроками рынка восстанавливается – в качестве подарков в преддверии Нового года популярны смартфоны и от Apple, и от Samsung, отмечает он. В этом году эффект от выхода новинок для Apple оказался сильнее, чем в предыдущие годы, так как на рынок вышли практически одновременно сразу две модели, продолжает Сухоруков.
С одной стороны, одновременный запуск двух флагманов усложняет маркетинг продукта, считает гендиректор Acer в России Дмитрий Кравченко. Но с другой – найдутся покупатели, которым не понравится одно устройство, но которые купят другое, рассуждает он.
С тем, что добиться роста доли рынка помог практически одновременный вывод сразу двух флагманов, согласен гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. По его словам, 2017 год стал довольно успешным для Apple в России: например, iPhone SE с 32 Гб памяти стал самым продаваемым в России смартфоном.
При этом в США такими же успехами новинка от Apple похвастаться не может. Доля iPhone X в первый полный месяц продаж составила 30%, сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на исследовательскую компанию Consumer Intelligence Research Partners. Для сравнения: в прошлом году для iPhone 7 этот показатель составлял 73%, для iPhone 6s в 2015 г. – 71%, а для iPhone 6 годом ранее и вовсе 91%. Пользователи или выбирали недорогие модели, или не могли найти новинку в продаже, объясняет партнер Consumer Intelligence Майкл Левин. По его мнению, на продажи iPhone X негативно повлияло то, что он был предложен вместе с другими, менее дорогими моделями.
Представители Apple и Samsung отказались от комментариев.