Россиянам предложили платить за их данные

Но между гражданами и покупателями встанет посредник
Пользователи за то, что их данные поступают в оборот бизнеса, должны  получать вознаграждение – либо денежное, либо бонусы и скидки,  предлагает ФРИИ
Пользователи за то, что их данные поступают в оборот бизнеса, должны получать вознаграждение – либо денежное, либо бонусы и скидки, предлагает ФРИИ / Андрей Гордеев / Ведомости

В начале июня Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) сообщил, что разработает законопроект о регулировании больших данных. Целей было две: урегулировать их оборот и обработку; создать рынок больших данных. ФРИИ собирался советоваться с бизнесом – «Яндексом», МТС, «Мегафоном». Теперь концепция готова, «Ведомости» ознакомились с копией документа, представитель ФРИИ подтвердил ее подлинность.

Фонд предлагает включить в закон о персональных данных специальные компании-посредники, которые бы точно знали, какой оператор хранит нужные бизнесу данные пользователей, но самими данными не располагает. По запросу бизнеса посредник подберет подходящий по профилю набор данных, удостоверится, что пользователь согласен на их обработку, и даст компании ссылку на массив данных. Покупатель заберет данные у оператора и заплатит ему, а посредник получает комиссию от сделки, объясняет идею ФРИИ замдиректора фонда по технологическому развитию Сергей Алимбеков.

Пользователи за то, что их данные поступают в оборот бизнеса, должны получать вознаграждение – либо денежное, либо бонусы и скидки, предлагает ФРИИ. Посредники разработают приложение, в котором владельцы данных смогут в явном виде указать, каким компаниям они разрешают дать доступ, объясняет Алимбеков. Размер вознаграждения – дело самих операторов, уверен он.

МТС, говорит ее представитель Дмитрий Солодовников, согласна с концепцией посредников: это позволит развиваться проектам, использующим большие данные. А агрегаторы нужных данных позволят самой МТС дополнить имеющиеся у нее массивы, считает он.

«Вымпелком», по словам его представителя, не поддерживает идею посредников: предложение несет антимонопольные, коммерческие и коррупционные риски.

«Мегафон» выступает за саморегулирование отрасли больших данных – рынок сам бы договорился о правилах, считает директор оператора по связям с госорганами Дмитрий Петров. Другой повод сомневаться в модели посредников – операторы сейчас крайне редко передают данные своих клиентов.

Вопрос о вознаграждении пользователей опрошенные операторы оставили без ответа.

Целесообразность посредников пока неясна, считает представитель «Яндекса». Свой отзыв компания обещала дать позже.

Представитель Минкомсвязи отказался от комментариев.