Киберспорт догоняет футбол по рейтингу трансляций
Аудитория традиционного спортивного телесмотрения стареет и сжимаетсяЕще немного – и прямые эфиры спортивных мероприятий окажутся на грани исчезновения, пишет консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers (PwC). Несмотря на проблемы каналов с рейтингами, спортивные команды и организаторы соревнований получают все больше и больше денег за право показа игр и матчей. По прогнозу PwC, в следующем году только медиакомпании США потратят на эти права больше $20 млрд. Прогноза по глобальному рынку прав компания не приводит.
Самым популярным спортом у аудитории остается футбол, и, по прогнозу экспертов PwC, он сохранит свои позиции в ближайшие несколько лет. По данным EurodataTV Worldwide, в 2017 г. на футбол пришлось 27% всего спортивного эфира в 45 странах, изученных этой организацией. В России и США эта доля составила больше 70%. Повышенный интерес русских зрителей к футболу подтверждают и данные недавнего опроса российской рекламной группы Media Direction Group. Если трансляции Олимпиады в Корее в 2018 г. планируют посмотреть 74% опрошенных, то чемпионат мира по футболу – 76%. Причем почти половина респондентов готовы посмотреть все матчи чемпионата, таких преданных зрителей Олимпиады только четверть.
Никто больше не спорит с тем, что традиционное телевещание переживает упадок, о чем свидетельствует статистика крупнейших вещательных компаний, указывает компания. Прежде всего PwC ссылается на опыт США. Так, за последние шесть лет количество абонентов крупнейшего спортивного американского канала ESPN снизилось со 100 млн до 88 млн человек. Телеканал потерял на этом около $1 млрд доходов от подписки, писала The Guardian. Аудитория прямых трансляций матчей Английской премьер-лиги на каналах Sky в Великобритании в сезоне 2016/17 г. сократилась на 14%. NBC в 2016 г. заявила, что рейтинги трансляций летних Олимпийских игр в прайм-тайм снизились на 17% по сравнению с Играми 2012 г.
И средний возраст зрителей спортивных трансляций неотвратимо растет, указывает PwC. Так, средний возраст американских зрителей, которые смотрят в прямом эфире состязания гольфистов, составляет уже 64 года, поклонники американского футбола не сильно моложе (50 лет), и даже среднего зрителя европейского футбола нельзя назвать юным (39 лет). Все это снижает интерес к трансляциям со стороны рекламодателей.
Эксперты, опрошенные PwC, называют главным риском для спортивной индустрии даже не допинговые скандалы, а снижение интереса молодежи к традиционному телесмотрению. Поэтому все больше организаторов спортивных соревнований экспериментируют с форматами трансляций, больше подходящими для молодой аудитории. Недавний запуск серии велогонок Hammer Series – хороший пример соревнования, где основной акцент сделан на развлечение, указано в отчете. Зрители велогонок получили онлайн-доступ к данным носимых устройств гонщиков. Международный олимпийский комитет, в свою очередь, включил в программу Игр в Токио-2020 соревнования по стритболу и BMX (трюковые велосипеды).
Российские вещатели тоже начали экспериментировать с трансляциями. Так, «Первый канал» при трансляции товарищеских матчей футбольной сборной России с Аргентиной и Испанией использовал несколько камер (в том числе работающую с обзором 360 градусов): на сайте канала пользователи могли сами выбирать, с какого ракурса смотреть матчи, и следить, например, за Федором Смоловым или Лионелем Месси.
Однако другая консалтинговая компания, McKensey, считает поспешным вывод о том, что молодым зрителям больше не интересны спортивные трансляции в прямом эфире. Рейтинги спортивных событий среди молодой аудитории действительно падают, но охват растет. Как следует из статистики Nielsen по американской Национальной баскетбольной лиге (NBA), ее рейтинги в сезоне 2016/17 г. среди молодой аудитории снизились на 9%, зато доля молодых зрителей, которые смотрят матчи лиги, выросла с 65 до 67%. Зрители становятся гораздо более избирательны, объясняет McKensey, им интересны только напряженные, эмоциональные матчи, они быстро переключают канал, если игра становится неинтересной, и гораздо чаще смотрят хайлайты (короткие ролики с самыми яркими моментами соревнований), чем полные трансляции.
Хотя позиции футбола как самого зрелищного вида спорта остаются неизменными, быстро набирает популярность киберспорт, пишет PwC. Кибертурниры уже созданы на базе «Формулы-1» и французской футбольной Лиги 1, а футбольный клуб «Шальке 04» набрал команду в дисциплине League of Legends. Аудитория осеннего мирового чемпионата той же League of Legends достигала на пике больше 100 млн человек, которые одновременно смотрели трансляцию со всего мира (данные организатора турнира ESP).