Компания Virgin Ричарда Брэнсона запускает виртуального сотового оператора в России

Найти желающих подключиться к нему будет непросто
Ричард Брэнсон связался с Россией/ В.Баранов/ Ведомости

Сегодня в России начнет работу виртуальный оператор (Mobile Virtual Network Operator, MVNO) под брендом Virgin, сообщил человек, знакомый с менеджерами нескольких операторов. Под брендом Virgin Connect будет работать компания «Тривон нетворкс», совладелец которой – Virgin Group Брэнсона, рассказал сотрудник компании – партнера «Тривона».

MVNO Virgin будет работать на сети «Т2 РТК холдинга» (бренд Tele2), говорит коммерческий директор оператора Дмитрий Багдасарян. Представитель Tele2 это подтвердил. Запуск MVNO будет тестовым, предупреждает Багдасарян: работу Virgin Connect проверят сотрудники и группа лояльных абонентов.

Подробнее о проекте Багдасарян обещал рассказать позднее. В Virgin Group сообщили только, что MVNO начнет работу до конца года.

«Тривон» работает в России под брендом Virgin Connect с 2007 г. – на рынке фиксированной связи. По данным компании, она обслуживает 20 000 корпоративных клиентов и 200 000 частных пользователей проводного интернета, телефонии и платного ТВ в 165 городах России. Финансовые показатели и состав акционеров «Тривон» не раскрывает. Virgin Group – инвестор Virgin Connect – передала «Тривону» право на использование бренда, утверждает ее представитель.

По данным Comnews.ru (ресурс ссылается на представителей «Тривон нетворкс»), на начало 2017 г. компания принадлежала швейцарской Trivon AG. Virgin Group владела 12,1% этой компании, 16,1% принадлежали Международной финансовой корпорации Всемирного банка, 21,1% – Европейскому банку реконструкции и развития, остальные 50,7% – менеджменту и частным инвесторам. По данным «СПАРК-Интерфакса», в 2016 г. выручка «Тривон нетворкс» составила чуть более 217 млн руб.

По данным «ТМТ консалтинга», в 2016 г. в России в общей сложности насчитывалось 4,1 млн пользователей MVNO, из которых более 75% были клиентами «дочки» «Мегафона» – «Скартела» (работает под брендом Yota). К концу 2017 г. число клиентов виртуальных операторов может достичь 6,8 млн – это чуть менее 2% от общего количества сотовых абонентов в России, если считать активные сим-карты.

Virgin – сильный мировой бренд, но на российском мобильном рынке места для нового крупного игрока нет, уверен гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов: чтобы занять более или менее заметное место, потребуется инвестировать в продвижение десятки миллионов долларов, и готова ли Virgin к таким инвестициям в уже развитый рынок – вопрос. Если MVNO будет ориентирован на абонентов «Тривона», то, как показывает опыт, его услугами может заинтересоваться 20–30% подписчиков, т. е. 40 000–60 000 человек, считает Анкилов.

«Тривон» делает то же самое, что и другие российские проводные операторы – «Ростелеком», МГТС, «Алмател», говорит гендиректор Telecom Daily Денис Кусков: предлагая абонентам сим-карты MVNO, они стремятся повысить их лояльность и снизить отток. Отказаться от нескольких услуг одного оператора, закрепленных в одном договоре, сложнее, чем от одной, объясняет Кусков.

МГТС (виртуальный оператор на сети материнской МТС) к началу ноября обслуживала 300 000 сотовых абонентов, рассказывает ее представительница Татьяна Мартьянова, отток абонентов, пользующихся тарифами, где есть интернет, платное ТВ и сотовая связь, в разы ниже, чем абонентов, в тарифах которых ее нет. Средний счет абонента с MVNO на 15–20% выше, чем без него, утверждает Мартьянова, но размеров счета не сообщает.

Пока большинство MVNO в России влияния на бизнес традиционных операторов не оказывает, считает представитель «Мегафона» Александр Борейко. Мировая статистика также не в пользу MVNO, продолжает он: средняя рентабельность по EBITDA таких операторов на развивающихся рынках резко отрицательная – 260%, по данным ассоциации GSMA. Более перспективно партнерство с розничными и сервисными компаниями, считает Борейко, поэтому «Мегафон» дает абонентам тарифа «Включайся» бесплатный доступ к мессенджерам, социальным сетям, музыкальным и видеосервисам.

Представитель «Вымпелкома» отказался от комментариев.