Сбербанк инвестировал в технологию распознавания лиц

Банк намерен обеспечить биометрический доступ к любой своей услуге или сервису
Сбербанк хочет предоставлять удаленный доступ к любой услуге или сервису
Сбербанк хочет предоставлять удаленный доступ к любой услуге или сервису / Сергей Портер / Ведомости

Сбербанк приобрел 25,07% VisionLabs, создающей программное обеспечение и облачные сервисы для распознавания и анализа лиц, рассказали представитель банка, а также гендиректор и основатель VisionLabs Александр Ханин. Сумму сделки они не раскрывают, как и размер долей у других совладельцев компании. Ханин и представитель Сбербанка лишь отмечают, что контроль остается у основателей VisionLabs – Ханина, Ивана Лаптева и Алексея Нехаева. По данным «СПАРК-Интерфакса», до сделки у них было 62,5%.

С 2013 г. VisionLabs разрабатывает решения в области компьютерного зрения, анализа данных и робототехники. Основным продуктом VisionLabs является платформа, позволяющая в режиме реального времени анализировать большие объемы фото- и видеоданных и находить в них лица конкретных людей. На ее базе компания создала облачный сервис, который помогает ритейлерам и банкам распознавать лица клиентов и связывать изображения с предшествующей историей покупок.

В 2016 г. VisionLabs привлекла инвестиции «Системы». Тогда ее венчурный фонд Sistema VC приобрел 25% в капитале VisionLabs за 350 млн руб. Вся компания, таким образом, была оценена в 1,4 млрд руб.

Доля Sistema VC размывается незначительно, говорит о сделке президент венчурного фонда Алексей Катков. «Мы рады, что благодаря нашей поддержке компания смогла масштабироваться и получить крупнейшую возможность для бизнес-применения своей технологии», – говорит он. По данным «СПАРК-Интерфакса», еще 12,75% компании до сделки со Сбербанком принадлежало предправления банка «Восточный экспресс» Алексею Кордичеву. Как изменится его доля, он тоже не сказал.

Можно предположить, что с момента сделки с Sistema VC стоимость VisionLabs выросла до 1,8 млрд руб., рассуждает гендиректор Центра речевых технологий (разрабатывает системы распознавания личности по голосу и лицу) Дмитрий Дырмовский. За собственный бизнес он спокоен: со Сбербанком компания Дырмовского работает в голосовых проектах, а распознавание по лицу делает для ВТБ, Газпромбанка и многих других банков.

Распознавание и признание

Недавно Американское агентство передовых исследований в области разведки (IARPA) признало победителем конкурса алгоритмов распознавания лиц российскую NtechLab. NtechLab и VisionLabs фокусируются на разных сегментах, рассуждает гендиректор NtechLab Михаил Иванов. По его словам, банки способны контролировать условия съемки фотографии, а вот NtechLab лучше работает с сырыми изображениями, быстро и точно ищет лица в больших базах, что востребовано ритейлом и системами городского видеонаблюдения. Поэтому сделка Сбербанка лишь на руку NtechLab, поскольку переключит внимание конкурента на финансовый сектор, резюмирует Иванов.

Сбербанк и VisionLabs вместе построят платформу биометрической идентификации, объясняет смысл сделки представитель банка. По планам банка наряду с лицом она сможет распознавать клиентов по голосу, сетчатке глаза и другим биометрическим факторам. На основе платформы Сбербанк намерен создать биометрический идентификатор, который позволит ему предоставлять клиентам удаленный доступ к любой своей услуге или сервису. Сбербанк уже разрабатывает решения лицевой биометрии для систем дистанционного обслуживания клиента, в банкоматах, для борьбы с кредитным мошенничеством, контроля рабочего времени сотрудников, контроля доступа в помещение и в некоторых других проектах, где платформа VisionLabs Luna способна повысить эффективность, рассказывает представитель банка.

Применение платформы Vision-Labs в Сбербанке станет самым масштабным применением биометрии в России и одним из самых масштабных в мире по количеству клиентов, ожидает Ханин. При этом инвестиция Сбербанка никак не повлияет на работу VisionLabs с другими банками, уточняют партнеры. Совместно со Сбербанком VisionLabs намерена работать не только в финансовом секторе, но и в сфере ритейла, страхования, рекламы, контроля доступа и безопасности, уточняет Ханин.

Для обслуживания внутреннего заказа банка было бы разумнее покупать не компанию, а ее услуги, рассуждает крупный технологический инвестор. Но он предлагает взглянуть шире. Сейчас российские компании сравнимы между собой и по технологиям, и по бизнес-потенциалу, меж тем рынок распознавания будет только расти – эти системы востребованы и в ритейле, и в системах безопасности, и в городской инфраструктуре. Возможный замысел Сбербанка – дав компании вырасти на внутреннем заказе, впоследствии предложить ее услуги рынку и в итоге создать доминирующего игрока, полагает инвестор.