МТС увеличила выручку при падении клиентской базы

Это хорошо, считает оператор: доход от лояльного пользователя выше, чем от подключения нового
Президент МТС Андрей Дубовсков
Президент МТС Андрей Дубовсков / Максим Стулов / Ведомости

Выручка МТС от мобильных услуг в России выросла в III квартале на 4,4% год к году - до 79,2 млрд руб., говорится в отчетности оператора. Всего доходы группы в России увеличились на 3,2 % до 106,3 млрд руб. При этом абонентская база МТС в России сократилась на 500 000 абонентов - на 0,7% год к году, до 78,5 млн контрактов.

Оздоровление базы

Снижения выручки нет и это самое главное, говорит об уменьшении количества контрактов вице-президент оператора по маркетингу Вячеслав Николаев. Не видит рисков в сокращении абонентской базы и президент МТС Андрей Дубовсков. МТС много лет говорит, что хорошо, если абонентская база начнет снижаться у всех операторов, - это означает, что существующая абонентская база не «перемалывается» между операторами с помощью раздутого ритейла, добавил он. «Количество абонентов снизилось, а выручка увеличилась. Все хорошо», - заявил Дубовсков.

Снижение абонентской базы на 0,5% представитель МТС Дмитрий Солодовников называет результатом целенаправленных усилий компании по снижению количества подключений и действий по оздоровлению своей базы. Оператор нацелен на снижение уровня переподключений абонентов, считая, что это положительно влияет на его бизнес, добавляет он.

Доходы от пользования намного стабильнее, чем от новых абонентов, что доказывают результаты МТС, говорит Солодовников.

Больше и дороже

Абоненты стали покупать более дорогие тарифы и готовы платить больше за большее количество услуг, говорит о причинах повышения мобильной выручки Николаев. Например, самым популярным в линейке пакетных тарифов теперь стал не нижний, а второй по наполнению и стоимости тариф, рассказал он. Соответственно, средний чек в расчете на одного абонента (показатель ARPU) растет. Есть здоровый рост ARPU - несмотря на то что абонентов становится меньше, они подключаются на тарифы с бОльшим наполнением, поясняет Николаев. Кроме того, к росту выручки от мобильных услуг привел рост доходов от международного роуминга, говорит Николаев.

Рост выручки от мобильных услуг в России стал возможен на фоне снижения конкуренции в сотовом ритейле и корректировки мобильных тарифов, следует из материалов оператора. Рост показателя позволил менеджменту МТС увеличить прогноз по выручке и прибыльности в 2017 г., говорится в отчетности оператора. Годовая динамика доходов составит от 0 до 2%, ожидает оператор. Ранее его менеджмент допускал снижение выручки на 2%.

Показатели МТС по выручке и рентабельности весьма позитивны и возвращаются на уровень, который они демонстрировали до начала ценовых войн между операторами, говорит аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин.

К началу лета МТС,«Мегафон» и «Вымпелком» провели индексацию своих тарифов на мобильные услуги - они повысили цены на пакетные тарифы и отказались от безлимитных тарифных планов. Обновление тарифной сетки во II квартале привело к росту динамики мобильных доходов у всех трех операторов.

В III квартале 2017 г. выручка «Вымпелкома» от услуг мобильной связи выросла на 4,2% год к году - до 59,2 млрд руб., следует из отчетности его материнской компании Veon. Количество абонентов сотовой связи «Вымпелкома» в III квартале 2017 г. увеличилось год к году на 0,7%, или 0,4 млн, до 58,8 млн контрактов. «Мегафон» раскроет результаты квартала 1 декабря.