Китайские производители смартфонов воюют друг с другом за российский рынок

За год ZTE и Lenovo сократили долю, а позиции Huawei и Xiaomi, напротив, усилились
Сказать, сколько в России китайских брендов, невозможно – множество устройств noname-производителей, по 20 000–25 000 от каждого, поступает из китайских интернет-магазинов, утверждает сотрудник одного из ритейлеров
Сказать, сколько в России китайских брендов, невозможно – множество устройств noname-производителей, по 20 000–25 000 от каждого, поступает из китайских интернет-магазинов, утверждает сотрудник одного из ритейлеров / Ng Han Guan / AP

В сентябре 2016 г. 3-е и 4-е места в продажах смартфонов в России занимали ZTE и Lenovo (8,5 и 6,8% рынка в штуках). А в сентябре 2017 г. они ушли на 5-е и 8-е места – таковы данные партнера нескольких производителей электроники, с которыми ознакомились «Ведомости». Их подлинность подтвердили сотрудники трех ритейлеров. Теперь за 3–4-е места бьются бренды Xiaomi и Huawei: в сентябре этого года Xiaomi впервые заняла 5,6% рынка в штуках и впервые оказалась на 3-м месте, бренд Honor, принадлежащий Huawei, – 4-е (5,5%), а бренд Huawei – 7-е (4,1%), так что вместе смартфоны компании Huawei заняли 9,6% рынка.

В рунете Xiaomi обошла Huawei в июле этого года: 13% продаж смартфонов в интернет-магазинах против 11% у всех брендов Huawei.

Особенности роста

Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин связывает снижение доли Lenovo c тем, что компания прекратила выпускать смартфоны под собственным брендом, а на новый, Motorola, еще не перешла. С этой версией согласен сотрудник Lenovo. ZTE снизила интенсивность продвижения смартфонов через розничные сети и маркетинговые кампании в целом, указывают Муртазин и гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Кусков добавляет, что ZTE давно не выводила на рынок ярких, привлекающих внимание аппаратов.

А Huawei, говорят оба аналитика, увеличила долю рынка благодаря активной рекламе и маркетингу, а также стратегическому соглашению о сотрудничестве с МТС.

Xiaomi, по словам Кускова, основное продвижение ведет в интернете, в частности через социальные сети. Компания очень четко таргетирует аудиторию и результативно работает с покупателями, считает он.

Xiaomi с начала года выпустила 17 разнообразных новых моделей, говорит представительница «М.видео» Валерия Андреева, что позволяет быстро наращивать продажи, завоевывать новую аудиторию. Доля Xiaomi в продажах смартфонов в сети «М.видео» за год выросла втрое.

В России Xiaomi не очень давно, но быстро развивается, соглашается представитель компании и перечисляет: она открывает магазины, предлагает все больше новых устройств, сокращает время между запуском товара в Китае и России.

Каждый третий из Китая

За первые девять месяцев этого года, по данным партнера производителей электроники и «Связного», китайские смартфоны заняли треть российского рынка в штуках (34%). 34% не рекорд – в 2016 г. было на 2 процентных пункта больше. Но, посчитал партнер производителей, совокупная доля китайских компаний больше, чем любого другого бренда, работающего в России: у Samsung – 25,9%, у Apple – 12,1%, у прочих – единицы процентов. Всего россияне за девять месяцев 2017 г. приобрели 7 млн китайских смартфонов, посчитал представитель «Связного» Сергей Тихонов.

Сказать, сколько в России китайских брендов, невозможно – множество устройств noname-производителей, по 20 000–25 000 от каждого, поступает из китайских интернет-магазинов, утверждает сотрудник одного из ритейлеров. Муртазин говорит о двух десятках китайских производителей, каждый из которых продает в России свыше 10 000 смартфонов.

Для роста доли китайских производителей в России есть все предпосылки, уверена представительница «Евросети» Александра Перцева, в частности, за счет появления в России новых брендов.

Китай дорожает

Средняя цена смартфона китайского производителя за девять месяцев 2017 г. составила 9200 руб. против 7800 годом ранее, сообщает Тихонов. Средний чек на китайские смартфоны вырос на 15–20%, подтверждает Андреева. Китайские производители расширяют ассортимент, увеличивают присутствие в более высоких ценовых сегментах, объясняет Тихонов: их устройства все более качественные, технологичные и инновационные, с интересным дизайном.

Покупатели больше не боятся приобретать дорогие аппараты из Китая, подхватывает Кусков, обычно дорогие смартфоны служат дольше дешевых, а в кризис долговечность – важное преимущество.

Представители ZTE не ответили на вопросы «Ведомостей». Представитель Lenovo отказался от комментариев. Здоровая конкуренция заставляет двигаться вперед и создавать новые прорывные технологии, комментировал ситуацию представитель Huawei.

Сказать, сколько в России китайских брендов, невозможно – множество устройств noname-производителей, по 20 000–25 000 от каждого, поступает из китайских интернет-магазинов, утверждает сотрудник одного из ритейлеров