Минтранс прощается с Microsoft

Ведомство закупает вместо продуктов американской корпорации российский софт
Персонал предстоит обучать работе с новой программой
Персонал предстоит обучать работе с новой программой / Максим Стулов / Ведомости

Министерство транспорта намерено мигрировать с импортного софта на отечественный, следует из закупок ведомства. За перевод своих систем на российские разработки министерство готово заплатить 54,8 млн руб.

Речь идет о миграции 625 пользователей, говорится в документации (по собственным данным Минтранса, к началу прошлого года штат ведомства насчитывал 583 сотрудника). На рабочих местах установлены операционные системы Microsoft Windows различных версий, офисные пакеты Microsoft Office, почта Microsoft Exchange, платформа виртуализации VMWare. К концу 2018 г. рабочие места и серверы должны работать на операционных системах «Альт рабочая станция» и «Альт сервер» разработки компании «Базальт СПО», на офисном софте и почтовом сервисе «МойОфис» компании «Новые облачные технологии» и системе виртуализации «Р-платформа», говорится в документации Минтранса.

Государство уже давно озаботилось переводом чиновников на отечественное программное обеспечение. С 1 января 2016 г. свободные закупки программ для госорганов ограничены специальным реестром отечественных программ, что ведет Минкомсвязи, а если госоргану нужно купить софт не из реестра, то он должен обосновать эту закупку и указать, чем не устраивает софт из реестра. В закупочной документации Минтранс указывает, что намерен мигрировать на продукты из реестра.

По плану Минкомсвязи к 2019 г. 80% чиновников должны перейти на российский софт (офисные пакеты и операционные системы). Такие рекомендации министерство утвердило в июле. Госорганы должны будут заменять отечественным как уже купленный софт, так и еще только планируемый, говорится в документе. Уже к концу 2017 г. российские офисные пакеты должны появиться на рабочих местах не менее 50% чиновников, а отечественные операционные системы – не менее чем у 30%.

Показатели амбициозные и достичь их будет непросто, говорили собеседники «Ведомостей». Но сейчас число запросов ощутимо растет, по мере того как конкретные пилотные проекты показывают, что российские продукты удовлетворяют требованиям заказчиков, объясняет управляющий директор «Росплатформы» Владимир Рубанов. Работает сарафанное радио, уверен он. В большинстве случаев используются только базовые функции продукта, поэтому, учитывая более низкую стоимость, российские продукты обещают экономию, уверяет гендиректор «Новых облачных технологий» Дмитрий Комиссаров. В прошлом году о желании заменить почтовый сервис Microsoft на продукт «Новых облачных технологий» заявляла мэрия Москвы. Хотя «МойОфис» заявляет о полном соответствии функций, опыт внедрения в мэрии показывает, что есть технические нюансы, знает директор департамента по работе с госорганами «Техносерва» Юлия Кржешовская. Вдобавок персонал предстоит обучать работе с новой программой, указывает она.

Для «Базальт СПО» это средняя закупка, ежегодно компания продает лицензии примерно на 50 000 рабочих мест, говорит ее гендиректор Алексей Смирнов. Госзаказчиков среди них немного. В прошлом году госзаказчиков было мало, но сейчас они занялись изучением импортозамещения, объясняет Смирнов. Он указывает на технические сложности совместимости софта, во-первых, с собственными IT-системами госорганов, а во-вторых, с внешними государственными системами. Они все разрабатывались для работы с Windows-продуктами и сейчас госсектор размышляет, как интегрировать в эту инфраструктуру отечественные продукты, объясняет Смирнов. Из-за большей клиентской базы западных вендоров их техподдержка может быть дешевле, чем у российских коллег, и из-за этого, возможно, инфраструктура на западном софте может оказаться дешевле отечественной, рассуждает собеседник «Ведомостей» в крупном системном интеграторе.

Представитель Microsoft отказался от комментариев. Представитель Минтранса не ответил на запрос «Ведомостей».