Информационная индустрия принесла 3,3% от ВВП России
При этом доля операторов связи в этом вкладе снижаетсяВ 2016 г. вклад информационной индустрии в российский ВВП составил 3,3%, или 2,528 трлн руб., говорится в исследовании Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики (ВШЭ). Вклад информационной индустрии в ВВП рассчитывался как сумма показателей добавленной стоимости компаний двух секторов – информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также контента и СМИ.
Вклад информационной индустрии в значительной степени определяет именно сектор ИКТ: на него приходится почти 88% валовой добавленной стоимости. Вклад каждого из этих секторов по отдельности эксперты ВШЭ оценивают в 2,9 и 0,4%.
К ИКТ-сектору исследование относит компании связи, производителей и дистрибуторов IT-оборудования и компании, оказывающие IT-услуги. Сектор контента и СМИ представлен издательской деятельностью, киноиндустрией, а также телевещанием.
До 2016 г. добавленная стоимость, произведенная всеми компаниями информационной индустрии, быстро росла: с 2010 по 2015 г. почти на четверть – при росте ВВП на 7%. В 2016 г. показатель сократился на 5% в годовом выражении. На те же 5% по сравнению с 2015 г. сократилась добавленная стоимость, созданная в крупнейшем секторе информационной индустрии – ИКТ. Главной причиной стало уменьшение валовой добавленной стоимости, созданной операторами электросвязи, следует из доклада. Постепенно снижается доля операторов и в структуре добавленной стоимости, созданной компаниями сектора: операторы по-прежнему занимают крупнейшую долю в 39%, но с 2010 г. их вклад сократился на 20 процентных пунктов. Сегмент же компаний, оказывающих IT-услуги, вырос за это же время на 12 п. п. и к концу 2016 г. занимал долю в 31%.
Такое снижение доли электросвязи в 2010–2016 гг. связано прежде всего с завершением этапа взрывного роста доходов сегментов мобильной связи и интернет-доступа, констатирует директор Центра статистики и мониторинга информационного общества ВШЭ Гульнара Абдрахманова.
Положительные сдвиги произошли в секторе производителей контента и СМИ – авторы доклада зафиксировали прирост их добавленной стоимости на 2%. Такой результат обеспечили компании радиовещания и телевидения, у которых этот показатель вырос на 7% в годовом выражении, говорится в исследовании. Добавленная стоимость от издательской деятельности снизилась на 9%.
Исследование основывается на данных Росстата, классификаторы видов экономической деятельности (ОКВЭД) которого не всегда точны, предупреждают аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян и аналитик «Открытие брокера» Тимур Нигматуллин: компания, фактически работающая в IТ-сфере, по ОКВЭД может классифицироваться как компания из другой отрасли. Методология ВШЭ соответствует международным статистическим стандартам, которые разработаны Организацией экономического сотрудничества и развития и применяются в странах – членах этой организации, возражает Абдрахманова, это обеспечивает корректность сопоставлений с зарубежными странами. Как следует из доклада, показатель вклада информационно-коммуникационных технологий в ВВП России почти в 4 раза уступает показателю Южной Кореи (11%) и в 2 раза – Японии, Швеции, США (6–7%). Сопоставимые с Россией показатели – в Польше, Норвегии, Греции (3,3–3,5%). Вклад контента и СМИ в ВВП Великобритании составляет 1,7%, Венгрии, Греции, Германии, Дании – 1,1–1,5%, Италии, Словении, Бельгии – 0,8–0,9% ВВП.