Крымский «К-телеком» оказался намного рентабельнее российских операторов

Они могли переплачивать за роуминг своих абонентов на полуострове
Крымский «К-телеком» оказался намного рентабельнее российских операторов
Крымский «К-телеком» оказался намного рентабельнее российских операторов / Д. Абрамов / Ведомости

Крымский мобильный оператор «К-телеком» (работает под брендом Win Mobile) в 2016 г. заработал 10,8 млрд руб., что на 5% больше итога 2015 г., следует из базы «СПАРК-Интерфакс» (данные согласно российским стандартам бухгалтерского учета). А чистая прибыль «К-телекома» выросла на 6% до 5,86 млрд руб. Таким образом, рентабельность оператора по этому показателю в 2016 г. составила 54%, подсчитали «Ведомости».

После того как в марте 2014 г. Россия присоединила Крым, на полуострове в течение года прекратили работу все украинские сотовые операторы. Ни один из российских операторов официально в Крыму не представлен – они опасаются выходить на этот рынок из-за возможных санкций. Согласно санкциям, наложенным минфином США, американцам и американским компаниям «запрещено передавать, продавать или сдавать в аренду в Крыму телекоммуникационное оборудование, в частности спутниковые и наземные системы связи».

«К-телеком» зарегистрирован в Краснодаре и использует частоты «МТС-Украина». Он начал работать в Крыму 5 августа 2014 г. Позже, в 2016 г., на полуострове заработали государственные «Крым-телеком» (в Республике Крым) и «Севтелеком» (в Севастополе). Еще в Крыму присутствует «КТК-телеком» (по данным «СПАРК-Интерфакса», принадлежит кипрской «Элкорп трейдинг»), который под брендом «Волна мобайл» работает на сети «К-телекома».

По данным «СПАРК-Интерфакса», «К-телекомом» владеет армянское ЗАО «Сэлл груп уорлдвайд холдинг», принадлежащее, согласно реестру юрлиц Армении, Cell Group Worldwide Ltd. В августе 2015 г. издание The Insider назвало владельцем «К-телекома» ливанского инвестора Пьера Мишеля Фаттуша, давнего партнера МТС в Армении. Источники «Ведомостей» утверждали, что «К-телеком» связан с МТС, но сам оператор это всегда отрицал.

Подобная рентабельность по чистой прибыли нехарактерна для операторов связи – обычно она гораздо ниже, объясняет аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. Этот показатель он объясняет доходами от роуминга, которому свойственна высокая рентабельность, отмечает Либин. С ним соглашается аналитик «Открытие брокера» Тимур Нигматуллин. Среди всех статей отчета о прибылях и убытках (которые примерно соответствуют рыночным) выделяется низкая себестоимость услуг, обращает внимание Нигматуллин. По его предположению, она могла бы объясняться положительной разницей между собственными платежами «К-телекома» за услуги роуминга для своих абонентов и поступлениями за интерконнект от других операторов.

Роуминг – это услуги связи, которые оператор оказывает за пределами домашней сети. Если у компании в регионе нет своей сети (как, например, у большой четверки в Крыму), то телефон абонента подключается к сети местного оператора, который выставляет счет за обслуживание абонентов партнера. Но условия роуминга от «К-телекома» устраивали не всех: например, в 2015 г. «Мегафон» жаловался на них в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), поскольку тот выставлял партнерам завышенные тарифы.

Весной 2017 г. ФАС сообщала, что крымские операторы снизили ставки интерконнекта, но на сколько – не уточняла. Большая четверка операторов также не раскрывает, как изменились ставки интерконнекта.

Стоимость минуты голосового вызова снизилась для игроков большой четверки в несколько раз, подтверждает собеседник в одном из операторов на полуострове. Снижение стоимости межоператорских расчетов негативно отразится на 1рентабельности «К-телекома», резюмирует Либин.

Представители «К-телекома» не ответили на запрос «Ведомостей».

Крымский «К-телеком» оказался намного рентабельнее российских операторов