Акселератор Российской венчурной компании поможет «Вымпелкому» в поиске технологичных стартапов

Оператор хочет работать с проектами, развивающими сервисы геолокации и бесконтактные платежи
«Вымпелком» поможет акселератору финансово, но сколько оператор инвестирует, он не раскрывает
«Вымпелком» поможет акселератору финансово, но сколько оператор инвестирует, он не раскрывает / М. Стулов / Ведомости

Акселератор GenerationS Российской венчурной компании (РВК) будет искать проекты, которые могут пригодиться «Вымпелкому» для развития его собственного бизнеса. Об этом стороны договорились на днях.

GenerationS существует с 2013 г. Ежегодно он проводит конкурс на лучшие проекты: заявки на участие принимаются до 1 ноября. Победителей акселератор определит в апреле следующего года.

В 2018 г. «Вымпелком» определит победителя специальной номинации – «Цифровая инновация». Команда-победитель получит возможность создания совместных цифровых продуктов вместе с оператором.

«Вымпелком» поможет акселератору финансово, но сколько оператор инвестирует, он не раскрывает. Человек, близкий к акселератору, сказал, что речь идет о нескольких миллионах рублей.

«Вымпелком» интересуют проекты, которые работают с геолокацией и умеют отслеживать точные перемещения объектов, рассказал директор по цифровым продуктам и инновациям оператора Артем Мусинов. Например, те, кто занимается установкой NFC-меток на продукты в супермаркете. В качестве другого примера Мусинов приводит отслеживание перемещений пользователей по точкам доступа WiFi. Кроме того, «Вымпелкому» интересны стартапы, которые предлагают новые решения в сфере мобильных и бесконтактных платежей и программ лояльности. Также компания будет охотно работать с теми, кто занимается распознаванием лиц, развитием технологий добавленной и виртуальной реальности. Внутри «Вымпелкома» сейчас создано специальное подразделение, которое будет анализировать эффективность и применимость стартапов, рассказал представитель компании.

Другие мобильные операторы тоже сотрудничали с российскими акселераторами. МТС, в частности, в 2015 г. участвовала в создании акселератора GenerationS. У «Сколково» есть проекты с «Мегафоном», Tele2 и МТС (этот проект длится шесть лет), говорят их представители. Но удалось ли «Сколково» найти интересующие операторов проекты, собеседники «Ведомостей» не раскрывают.

Большой конкурс

2566 команд из 14 стран подавали заявки на участие в конкурсе GenerationS 2015 г. В финал вышли по пять представителей каждого из семи отраслевых направлений

В 2014 г. платежная система Qiwi объявила о намерении вложить $700 000 в 12 проектов, отобранных совместно с бизнес-инкубатором МГУ. Компании удалось найти стартапы, которые ее заинтересовали, рассказывает директор венчурного направления группы Qiwi Ольга Туржанская. Например, Qiwi работает с командой проекта Panda Money (мобильное приложение для детей по финансовой грамотности) и вложилась еще в один проект той же команды – Simple Invest (мобильное приложение по торговле акциями и другими инструментами финансового рынка), говорит Туржанская. Кроме того, вместе с выпускником своего акселератора PINBonus компания запустила кэшбэк-сервис Qiwi Bonus.

Менее успешным оказался опыт «Ростеха», ФРИИ и системного интегратора «Ай-теко», которые хотели вложить 1 млрд руб. в проекты по информационной безопасности. ФРИИ получил более 50 заявок, но низкой зрелости, сообщил его представитель Сергей Скрипников. Решения в сфере кибербезопасности сложны для интеграции в крупных компаниях, объясняет он. По словам Скрипникова, некоторые проекты все-таки тестируют партнеры, но инвестиции эти стартапы смогут привлечь только в случае удачного окончания пилотного периода.

Также ФРИИ анонсировал, что готов вложить 500 млн руб. в проекты big data в прошлом году. Тогда пришло более 100 заявок на инвестиции от команд с различными алгоритмами, но зрелых решений, которые партнеры были бы готовы внедрять, среди них не было, вспоминает Скрипников.

Есть риск того, что отраслевой акселератор не сможет набрать заметного числа интересных компании проектов, предупреждает Скрипников. Индустрия стартапов в России все еще не очень зрелая, сильных команд немного, говорит он. Но для корпорации, которая только запускает работу со стартапами, успех не стоит мерить лишь числом найденных проектов, отмечает Скрипников и приводит в пример опыт ФРИИ. До участия в отраслевом акселераторе многие партнеры фонда работали с венчурным рынком несистемно, у них не было департаментов по внедрению новых технологий, понимания задач, которые можно решить с помощью стартапов. Отраслевые акселераторы помогли им выстроить четкую внутрикорпоративную систему по работе со стартапами, заключает Скрипников.