«Яндекс» станет поиском по умолчанию в трех мобильных браузерах
Это поможет компании нарастить долю на рынке поиска уже к концу года, ожидают аналитики«Яндекс» договорился о предустановке своей поисковой системы в альтернативные мобильные браузеры, среди них – Samsung Internet, Xiaomi и UC Browser, рассказал генеральный директор «Яндекса» Александр Шульгин: на эти браузеры приходится в совокупности около 20% мобильного трафика со всех Android-устройств в России. Договоренность «Яндекса» с разработчиками означает, что пользователи этих браузеров по умолчанию будут искать через «Яндекс», объяснил представитель компании.
В 2015 г. «Яндекс» пожаловался в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), что производители смартфонов, в том числе Fly, Explay и Prestigio (операционная система Google – Android), отказались предустанавливать поисковик «Яндекса». ФАС провела расследование и признала вину Google, но только в этом году Google согласился подписать с ФАС мировое соглашение. Он отказывается от эксклюзивности своих приложений на Android и не будет больше стимулировать производителей устанавливать только их. Google также уплатил 438 млн руб. штрафа.
К выполнению условий мирового соглашения Google приступил еще в начале июля, в том числе уведомил производителей, что договоры, ограничивающих конкуренцию больше не действуют.
Google также обещал разработать активное «окно выбора» для браузера Chrome. При очередном обновлении системы на устройстве из России это окно предоставит пользователю возможность выбрать поисковую систему «по умолчанию» – среди предложенных будет поиск Google, «Яндекса» и разработчиков, которые заключат с Google коммерческое соглашение.
«Яндекс», как и Google, зарабатывает на рекламе в поисковой выдаче. Несколько лет доля поиска «Яндекса» падает и сейчас самая низкая с 2008 г. По данным LiveInternet, в июне 2017 г. она составляла 51,3%, а по данным самого «Яндекса» за II квартал 2017 г. – 54,3%. Негативно влияла на показатель ситуация на рынке мобильных устройств – Google его монополизировал, признавали аналитики и сама компания.
Мировое соглашение может позитивно повлиять на долю поиска в устройствах Android, но эффект будет проявляться по мере выполнения условий договоренностей, говорит представительница «Яндекса» Ася Мелкумова.
На мобильных устройствах доля «Яндекса» – чуть больше 40%, а на десктопе – почти 65%, отмечает аналитик Otkritie Capital Александр Венгранович, новые соглашения вкупе с «окном выбора» должны привести к тому, что разрыв будет уменьшаться. Венгранович считает, что новая рекламная кампания может помочь «Яндексу» добиться желаемого эффекта. Общая доля «Яндекса» должна вырасти на пару процентов, а первые результаты мирового соглашения будут видны в конце года, полагает он.