Госдума одобрила блокировку мессенджеров и анонимайзеров
Рассмотрение поправок о штрафах для социальных сетей перенесено на осень после критики правительстваДепутаты Госдумы приняли 19 июля сразу в двух чтениях поправки в закон «Об информации...», регулирующие работу мессенджеров и анонимайзеров.
Поправки о мессенджерах были разработаны еще в 2015 г. Медиа-коммуникационным союзом (объединяет операторов связи и медиахолдинги). Эти поправки активно обсуждались с отраслью, и в итоге они претерпели значительные изменения – в частности, из него исключили пункты, регулирующие онлайн-кинотеатры.
Эти поправки устанавливают требования к мессенджерам, нарушение которых грозит им блокировкой. В частности, документ обязывает владельцев российских мессенджеров идентифицировать пользователей по номеру мобильного телефона. Также поправки запрещают рассылать через мессенджеры спам и информацию, распространение которой в России запрещено.
Некоторые мессенджеры и сейчас требуют идентификации по номеру телефона, в том числе Telegram, WhatsApp. Но в некоторых мессенджерах это не обязательное условие. Для регистрации не требует номер телефона мессенджер социальной сети Facebook. Необходимость таких поправок депутаты объясняли тем, что в мессенджерах можно найти любой контент, в том числе рекламу наркотиков, экстремистский контент или информацию, которая угрожает здоровью детей.
Другой блок поправок регулирует работу анонимайзеров в России. Такие сервисы позволяют получить доступ к заблокированным по требованию Роскомнадзора сайтам. Популярность анонимайзеров резко возросла после вступившего в силу антипиратского закона в 2013 г. Он обязывает операторов связи блокировать доступ к пиратскому контенту или сервисам целиком по решению суда. По итогам прошлого года Роскомнадзор заблокировал более 50 000 сайтов в рунете, в том числе с азартными играми, детской порнографией и т. д.
От порно до пиратов
Власти начали активно регулировать рунет еще в 2012 г. Тогда принят закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации», позволивший блокировать доступ к сайтам с детской порнографией, призывами к суициду и пропагандой наркотиков. Позднее этот законопроект распространили на пиратские сервисы и сайты с экстремистскими материалами.
По новым требованиям анонимайзеры должны будут внести в черный список перечень сайтов с запрещенной информацией. Если же они не выполнят это требование, то будут заблокированы сами.
Депутаты рассчитывали рассмотреть еще один блок поправок в закон «Об информации...», регулирующий работу социальных сетей в России. Документ предусматривал возможность обязать социальные сети в течение суток удалять информацию, которая «явно направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды», а также «недостоверную и (или) порочащую честь и достоинство другого лица или его репутацию информацию» и «информацию, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность». За отказ удалять такую информацию предполагалось штрафовать социальные сети на сумму от 3 млн до 50 млн руб.
Но эти поправки были резко раскритикованы правительством, поэтому депутаты решили их доработать и заново внести на рассмотрение в Госдуму осенью. «Авторы неоднократно заявляли о том, что их инициатива во многом является калькой с немецкого закона. Копирование положений зарубежного законодательства вряд ли может быть эффективно в рамках российской правовой системы», – сказал председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин.
Директор по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирина Левова считает, что с технической точки зрения принятые Госдумой законопроекты невыполнимы.
Мотивация государства контролировать информационные потоки в предвыборное время очевидна, считает главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. С другой стороны, ближе к концу срока думских слушаний события каждый год ускоряются – в 2016 г., например, весьма быстро был принят закон Яровой, напоминает эксперт. «В нынешней форме эти три законопроекта, во-первых, не несут добавленной стоимости: в российском законодательстве уже описано регулирование для всевозможных случаев, – рассуждает Казарян. – Поправки неработоспособны и вряд ли будут полезны, допустим, для интересов национальной безопасности. Закон об анонимайзерах не запрещает обходить блокировки. После второго чтения из-под него выведены корпоративные VPN-сервисы – это позволит пользоваться анонимайзером на специально настроенном для этого российском или зарубежном хостинге».
В законопроекте о мессенджерах (хотя он и стал мягче) технологически невыполнимы требования по фильтрации контента по черным спискам, особенно с учетом шифрования трафика, говорит Казарян.