Зачем сотовые операторы распутали «Евросеть»
Подключать абонентов операторам теперь выгоднее в собственных салонах«Мегафон» и Veon (бывший Vimpelcom) приняли решение о прекращении совместной деятельности в «Евросети». Крупнейшая российская мультибрендовая сеть по продаже мобильной электроники и портативной техники перейдет под единоличное управление «Мегафона», но при этом останется автономной операционной компанией и сохранит свой бренд. «Вымпелком» получит половину из 4200 салонов «Евросети», но доплатит за них 1,3 млрд руб., сообщили «Ведомостям» несколько человек, близких к сделке. Все долговые обязательства останутся у «Евросети». Компания не раскрывает объем долга, но весной собеседники «Ведомостей» говорили, что он составляет примерно 9 млрд руб. Директор «Мегафона» по связям с инвесторами и M&A Дмитрий Кононов подтвердил, что «Евросеть» будет сама обслуживать свой долг. Менеджмент ритейлера не будет меняться, сообщает собеседник «Ведомостей». Сокращать персонал также не планируется, добавляет он. Части сотрудников из переданных «Вымпелкому» точек будет предложено выбрать, где продолжить работать: перейти в «Вымпелком» или вернуться в «Евросеть», рассказывал раньше источник «Ведомостей». Представитель «Мегафона» отказался это комментировать.
Президент «Евросети» Александр Малис напоминает, что «Вымпелком» был акционером «Евросети» почти девять лет, а «Мегафон» – пять лет. «Эта была очень интересная совместная работа. Однако в последнее время акционеры по-разному видели наше будущее. Сейчас ситуация разрешилась, и для нас открываются новые перспективные возможности для развития», – говорит Малис. По словам человека, близкого к сделке, Малис останется руководить «Евросетью».
У акционеров «Евросети» принципиально разные цели, констатирует аналитик Otkritie Capital Александр Венгранович, объясняя причины разделения актива. «Вымпелком» находится в позиции догоняющего, а у «Мегафона» гораздо более крупная собственная розница, поэтому компаниям трудно прийти к консенсусу в вопросах развития ритейлера. По оценкам самих операторов, у них сейчас вдвое больше салонов, чем нужно. Это объясняется тем, что им нужно продавать больше контрактов, минимизируя эффект оттока абонентской базы. Летом прошлого года на встрече с аналитиками «Мегафон» заявил, что в течение 3–5 лет планирует сократить свою розничную сеть на 25–40% до 2500–3000 салонов с нынешних 4000. В ноябре аналитики «Мегафона» подсчитали, что совокупно на содержание розницы и новые подключения большая четверка российских операторов тратит свыше 60 млрд руб. в год и эти затраты не компенсируются денежным потоком от новых подключенных абонентов. По оценке «Мегафона», у операторов связи и крупных ритейлеров в России более 23 000 розничных точек продаж, это количество избыточно и составляет примерно 1610 салонов на 100 000 жителей.
«Вымпелком» акцентирует внимание на развитии собственной розницы, но в рамках разработанной в сентябре 2016 г. франчайзинговой программы, призванной сократить расходы на строительство салонов и персонал и создать торговые точки в отдаленных регионах. К 2018 г. «Вымпелком» планирует довести розничную сеть с нынешних 3400 до 4500 салонов. Сейчас под управлением франчайзинговых партнеров примерно 2000 салонов, работающих под брендом «Билайн», к 2018 г. их должно стать 3000.
«Рынок движется в сторону европейской модели постоплаты. В этой постоплатной реальности люди приходят в сеть продаж оператора за компетентной помощью, а не за очередной sim-картой. Поэтому мы решили, что нужно укреплять наш монобренд и франшизу. В этом контексте мы посчитали естественным начать диалог с «Мегафоном» об оптимальной структуре компании», – говорил весной «Ведомостям» гендиректор «Вымпелкома» Шелль Мортен Йонсен.
О том, что операторам необходимо начать сокращать розничные сети, заявлял также президент МТС Андрей Дубовсков.
По оценке аналитиков UBS, российские операторы тратят 8–9% (на 2 п. п. больше, чем два года назад) своей выручки на продажи и маркетинг. В случае разделения «Евросети» «Мегафон» и «Вымпелком» прибавят по 5–10 млрд руб. к показателю EBITDA, пишут в отчете аналитики «ВТБ капитала». Положительный эффект наступит от сокращения розничной сети и снижения расходов на маркетинг и продажи sim-карт, объясняют они.
«Мегафон» исходит из того, что это сделка по оздоровлению рынка, а не сделка по разделу компании как таковой. МТС заявляла, что готова сокращать свою сеть только после того, как будет принято решение по «Евросети», напоминает аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. Для акционеров важнее всего именно сам факт разделения и ухода от этой странной структуры собственности, соглашается аналитик «Открытие брокера» Тимур Нигматуллин. То, что у «Мегафона» остается долг ритейлера, скорее всего было компенсировано «качеством» полученных им салонов и размерами товарных остатков, предполагают эксперты.
«Мегафон» может объединить «Евросеть» со «Связным», рассказывали два собеседника «Ведомостей», близких к обеим сторонам сделки. Об этом также сообщали источники газеты «Коммерсантъ»: по их данным, объединенная компания «Связного» и «Евросети» на первом этапе может получить под управление примерно 2700 магазинов «Связного» и более 2000 – «Евросети», а в дальнейшем число салонов может быть увеличено до 6000. Один из собеседников «Ведомостей» говорит, что «Мегафон» может присоединить к этой компании свой монобренд. Возможно, «Мегафон» не верит, что конкуренты будут сокращать салоны, либо хочет консолидировать свою сеть на основе «Евросети», перечисляет возможные варианты Нигматуллин. Владелец компании Solvers (контролирующий акционер «Связного») Олег Малис отказался от комментариев.
«Мегафон» рассматривает разные варианты развития «Евросети» в случае и при условии совершения сделки, говорит представитель оператора, но детали не раскрывает.