Apple теряет зрителей

Доля iTunes на рынке продажи и аренды цифровых копий фильмов снижается
Apple теряет лидерство на рынке фильмов. Ее магазин iTunes уступает рыночную долю другим цифровым сервисам
Apple теряет лидерство на рынке фильмов. Ее магазин iTunes уступает рыночную долю другим цифровым сервисам / Е. Разумный / Ведомости

Сервис iTunes компании Apple проигрывает конкуренцию за кинозрителей. Если еще в 2012 г. его доля на рынке продажи и проката цифровых кинофильмов превышала 50%, то теперь она снизилась до 20–35%, утверждают источники, знакомые с ситуацией. Независимых оценок этого рынка нет, поэтому точные цифры получить невозможно. iTunes теряет свои лидерские позиции, подтверждают сотрудничающие с Apple голливудские киностудии.

Представитель Apple не стала комментировать оценку рыночной доли сервиса, но отметила, что выручка от продажи и проката кинофильмов за последний год выросла и достигла максимума более чем за 10 лет. Но она могла увеличиться за счет общего роста отрасли: по данным PricewaterhouseCoopers (PwC), совокупные доходы от продажи и проката цифровых кинофильмов в США выросли в прошлом году на 12% до $5,3 млрд.

При этом Apple намерена удвоить выручку от услуг к 2020 г. Сейчас доходы компании от AppStore, Apple Pay, Apple Music и других сервисов превышают $24 млрд в год. Важность этого сегмента бизнеса для компании растет, так как она хочет меньше зависеть от продаж iPhone, на которые сейчас приходится две трети ее выручки.

ITunes был запущен в 2003 г. По оценке Bernstein Research, продажи видео, музыки, книг и журналов в этом сервисе в 2016 г. составили $4,1 млрд. Больше зарабатывает только один сервис компании – App Store, выручка которого примерно вдвое больше.

Доля iTunes снижается из-за усиления конкуренции. Один из главных соперников сервиса – крупнейший в мире интернет-ритейлер Amazon. Его доля на рынке, по словам источников WSJ, – около 20%. Другой конкурент – крупнейший в США кабельный провайдер Comcast. Он давно занимался прокатом цифровых фильмов, а с конца 2013 г. начал их продавать. Сейчас доля компании составляет около 15%. «Comcast и Amazon были довольно агрессивны в последнее время и заняли значительную часть рынка», – говорит Деннис Магуайер, руководивший дистрибуцией фильмов Paramount Pictures.

Кроме того, все больше пользователей не покупают или арендуют фильмы, а пользуются потоковыми сервисами Amazon, Netflix и других компаний. Из-за их популярности доходы от проката цифровых фильмов в США снизились впервые за последние годы, а именно на 4% до $1,8 млрд в 2016 г., согласно PwC. В то же время темп роста продаж фильмов замедлился с 29% в 2015 г. до 21% в прошлом году, этот рынок составляет около $3,5 млрд. «Это проблема для всей отрасли», – утверждает президент консалтинговой компании Leichtman Research Group Брюс Лейхтман.

Ситуация напоминает то, с чем столкнулся iTunes на рынке музыки после появления потокового сервиса Spotify в 2011 г. Тогда Apple ответила запуском сервиса Apple Music, подписка на который стоит $10 в месяц. Также Apple пытается привлечь пользователей оригинальным контентом. Компания уже выпустила свою первую программу Planet of the Apps.

Перевел Алексей Невельский