Иностранные корпорации должны делиться информацией о россиянах

Так считают разработчики нового законопроекта о больших данных
Предложенный подход к регулированию касается привычной техники, которая становится источником данных о пользователе
Предложенный подход к регулированию касается привычной техники, которая становится источником данных о пользователе / Максим Стулов / Ведомости

Иностранные компании, собирающие большие данные о российских пользователях и устройствах, должны делиться ими с российскими компаниями и владельцами устройств. Такая рекомендация есть в проекте резолюции Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) прошедшей на прошлой неделе конференции по большим данным («Ведомости» ознакомились с копией).

Суть предложения – не передавать данные без ведома российского владельца устройства и предоставить ему доступ к этим данным, ведь их анализ может быть полезен самим владельцам устройств, объясняет директор по правовым вопросам ФРИИ Искендер Нурбеков.

Эксперты рабочей группы по регулированию больших данных собирают комментарии к проекту резолюции для подготовки финального документа, передал «Ведомостям» директор по технологическому развитию ФРИИ Сергей Алимбеков. Цель рабочей группы – подготовить предложения и инициативы для регулирования рынка больших данных. После того как финальный проект резолюции устроит всех участников рынка, его передадут федеральным органам власти, добавил Алимбеков.

Предложенный подход к регулированию касается обычной техники, которая помимо стандартного применения становится источником данных, объясняет Нурбеков. Компания-производитель агрегирует данные для наблюдения за состоянием техники. Например, зарубежные производители сельскохозяйственных устройств собирают данные о составе почвы, по которой ездят их машины, объясняет Нурбеков. А российские фермеры часто не знают о том, что такая информация в принципе собирается, и тем более не имеют доступа к этому массиву данных, акцентирует он. Хотя анализ этого массива мог бы оптимизировать полевые работы.

Альтернативное предложение

В мае «Ведомости» ознакомились с законопроектом о больших пользовательских данных, разработанным то ли Минкомсвязи, то ли Фондом информационной демократии (источники «Ведомостей» разошлись во мнении). Тот проект предполагал передачу всех больших данных пользователей (предпочтения в интернете, социальные связи, круг общения и др.) единому госоператору, который должен финансироваться бизнесом, зарабатывающим на таких данных. Узнав об этом проекте, отрасль и решила предложить собственный, говорит человек, близкий к партнерам ФРИИ по рабочей группе, которая подготовит новый документ.

О том, что ФРИИ планирует разработать собственный законопроект о больших данных, стало известно в начале июня. С одной стороны, нужно урегулировать их оборот и обработку, с другой – создать рынок больших данных, объяснял представитель фонда Сергей Скрипников. В законопроекте следует описать все типы существующих данных и их комбинации – не только большие пользовательские данные, но и информацию, которую генерируют машины (так называемый интернет вещей). Также следует описать, какие у бизнеса есть права на использование такой информации. В разработке должны принять участие «Яндекс», МТС, «Мегафон», X5 Retail Group и ассоциация «Финтех», рассказывал Скрипников.

Важно, чтобы собранные в России данные оставались и обрабатывались на территории страны, считает главный аналитик ассоциации «Финтех» Иван Басов. По его словам, сейчас есть проблема, когда собираемые в России данные утекают за рубеж. Но регулировать большие данные нужно крайне осторожно, соглашаются Басов и представитель «Мегафона». По словам последнего, большие данные являются одной из основ цифровой экономики и излишнее регулирование может навредить целому ряду отраслей. Так что пока речь идет о концепции возможного регулирования, соглашаются Басов и представитель «Мегафона». Представители МТС и «Яндекса» отказались от комментариев.

Следует четко разделять, чьи данные собираются и отправляются за границу, рассуждает директор Ассоциации интернета вещей Андрей Колесников. Если это безобидное производство потребительских товаров, то вряд ли следует ограничивать экспорт этих данных. Но в случае с серьезными промышленными комплексами и продуктами двойного назначения, безусловно, данные должны храниться и обрабатываться только в России, уверен он. Колесников отмечает, что сам владелец устройств почти всегда может получить доступ к этим данным: производители не могут не пойти навстречу своему клиенту.

Каналы и протоколы передачи информации между установленными турбинами и мониторинговыми центрами производителей оборудования закрыты и непрозрачны, возражает замдиректора холдинга «Ротек» (занимается обслуживанием газовых турбин и технологиями интернета вещей) Ольга Старшинова. Поэтому не известно, работают они только на сбор информации или дают еще и возможность управлять работой турбины, считает она.