Недорогие iPhone должны помочь Apple завоевать Индию

Корпорация открывает там производство смартфонов
Индия занимает 2-е место в списке крупнейших мировых рынков мобильной связи
Индия занимает 2-е место в списке крупнейших мировых рынков мобильной связи / Tsering Topgyal / AP

На индийском рынке появились первые собранные в Индии iPhone. Apple надеется на сравнительно низкую цену этих устройств – она должна помочь укрепить бренд в стране, где у нее есть шансы существенно расширить бизнес. Кроме того, Apple хочет открыть в крупнейших городах Индии фирменные магазины, создать здесь разветвленную сеть независимых реселлеров и центры разработки приложений, оптимизированных для индийского рынка. Сейчас рыночная доля Apple не превышает 3%, а главного конкурента Samsung Electronics – 24%.

Индия занимает 2-е место в списке крупнейших мировых рынков мобильной связи. На 1-м – Китай. По прогнозам ассоциации сотовых операторов GSMA, к 2020 г. число абонентов сотовой связи в Индии вырастет на 310 млн. Подобного роста не ожидается ни в одной другой стране. Задача Apple – воспользоваться этим ростом, не уступая инициативу ни Samsung, ни китайским конкурентам Xiaomi и Lenovo Group. «Открывающиеся здесь возможности представляются нам огромными, и мы очень стараемся их реализовать», – заявил генеральный директор Apple Тим Кук на встрече с инвесторами в октябре. Аналитик Kantar Worldpanel Лорен Генвер считает, что о получении максимальной прибыли речь не идет – Apple важно любой ценой наращивать продажи устройств.

Индийский рынок отличают низкие зарплаты, малая пропускная способность сотовых сетей и привычка пользователей покупать телефоны в небольших безымянных магазинчиках. С этим и столкнулась Apple, традиционная стратегия которой строится на продаже дорогих моделей телефонов сотовым операторам. Кроме того, Apple нужно повысить узнаваемость своего бренда в этой азиатской стране.

В начале июня Samsung Electronics заявила, что намерена удвоить свою выручку на индийском рынке. Для этого южнокорейская корпорация намерена инвестировать $760 млн в местные предприятия по производству смартфонов и холодильников. Активно осваивают индийский рынок и китайские компании Oppo (подразделение BBK Electronics) и Vivo. По оценкам Kantar Worldpanel, их совокупная рыночная доля за год удвоилась и достигла 50%.

Страна дешевых смартфонов

По ряду оценок, 75% смартфонов, продаваемых в Индии, стоят менее $250, а 95% – менее $500. Модель iPhone SE, поначалу стоившая $600, сейчас продается примерно за $315. «Если цена будет снижена еще на $15 или более, устройство станет доступным для потребителей, платящих примерно столько же за телефоны на базе Android», – говорит Файсал Кавуса, аналитик из CMR.

К 2020 г. доля Apple на индийском рынке вряд ли превысит 5%, а объем продаж – $10 млрд, считает аналитик из Mizuho Securities Абхей Ламба. «Это немного для компании с годовым доходом более $215 млрд», – говорит он. Поэтому Apple приходится сдерживать ожидания инвесторов касательно перспектив на индийском рынке, добавляет аналитик.

В отличие от ориентированных на экспорт Китая, Южной Кореи и Японии Индия поощряет создание местных предприятий глобальными производителями. Если недорогие модели iPhone завоюют популярность у индийского среднего класса, производство устройств может быть расширено. Это создаст новые рабочие места, повысит уровень жизни, и в итоге спрос на смартфоны вырастет. Точно так же сто лет назад дешевые автомобили Ford Model-T стимулировали американскую промышленность.

Для привлечения Apple на индийский рынок местные власти упростили порядок иностранного инвестирования. Раньше законы страны требовали, чтобы не менее 30% всей продаваемой иностранными компаниями продукции было изготовлено в Индии. Но после переговоров с Apple власти смягчили требование. Теперь на достижение этого показателя отводится три года. «Правительство хотело бы, чтобы самая дорогая компания мира вела свой бизнес здесь», – говорит на условиях анонимности чиновник из министерства торговли.

Перевел Александр Силонов