Интернет-платформы стали вдвое чаще удалять по жалобам контент с признаками риторики ненависти
Об этом говорится в докладе ЕврокомиссииВ четверг европейские регуляторы опубликовали доклад, в котором высоко оценили меры, принятые за последние полгода компаниями Alphabet, Facebook, Twitter и Microsoft, для очищения интернета от так называемой риторики ненависти и другого контента, побуждающего к насилию.
Появление доклада – хорошая новость для компаний, часто критикуемых в странах Европы за недостаточно активное противодействие публикациям материалов расистского и ксенофобского характера. Авторы доклада проанализировали влияние кодекса поведения, принятого этими четырьмя компаниями год назад. Кодекс предписывает владельцам онлайновых платформ рассматривать конкретные и обоснованные жалобы на нежелательный контент в течение 24 часов и при необходимости блокировать доступ к такому контенту.
Европейская комиссия отмечает, что владельцы платформ стали вдвое чаще оперативно удалять со своих сайтов материалы с признаками риторики ненависти, – если полгода назад эта мера принималась в 28% случаев жалоб, то теперь показатель вырос до 59%. Комиссар ЕС по вопросам юстиции Вера Йоурова назвала данные доклада обнадеживающими.
Кому жаловались
За контрольный период в семь недель сеть Facebook получила 1273 жалобы на нежелательный контент, у YouTube (принадлежит Alphabet) и Twitter показатели были примерно вдвое меньше, у Microsoft жалоб не было.
Европейские власти все активнее добиваются от интернет-компаний более оперативной реакции на публикацию нежелательного контента. Особенно в связи с терактами, унесшими множество человеческих жизней, и участившимися призывами к уничтожению приютов для новых иммигрантов из стран Ближнего Востока. Для урегулирования этих конфликтов в некоторых странах, включая Германию, планируется введение новых законов.
Международное правозащитное Общество интернета (Internet Society) предупреждает, что предлагаемые меры по борьбе с риторикой ненависти могут привести к тому, что компании, желая избежать конфликтов и штрафов, начнут удалять и другой контент, который они посчитают спорным.
Компании уже давно стараются реагировать на поступающие жалобы и удалять с сайтов противозаконные материалы, но многие считают эти меры недостаточно оперативными и полными. В свою очередь, владельцы платформ заявляют, что действуют осторожно, опасаясь нарушить свободу слова.
В ближайшие дни Йоурова намерена заслушать на собрании национальных министров юстиции предложения министра юстиции Германии Хайко Маса по принятию закона о борьбе с риторикой ненависти. По словам комиссара, она представит подготовленный доклад Еврокомиссии как свидетельство успешной инициативы IT-компаний. Добровольное соглашение позволило быстро улучшить ситуацию, отмечает Йоурова, тогда как принятие закона на уровне ЕС заняло бы несколько лет.
Чиновники ЕС также хотели бы, чтобы компании более открыто делились информацией о своих критериях оценки контента и наладили более гибкую обратную связь с пользователями. По данным Еврокомиссии, полгода назад доля жалоб, которые компании могли рассмотреть в течение 24 часов, составляла 40%, а к настоящему моменту она выросла до 51%. При этом, говорится в докладе, «Facebook оказалась единственной компанией, полноценно анализирующей большинство жалоб в течение суток». Чиновники также похвалили Facebook за систематическую обратную связь с пользователями, жалующимися на нежелательный контент.
Перевел Александр Силонов