Рекламный рынок России вырос на 13%

Быстрее всего увеличиваются рекламные доходы в интернете, в печатных СМИ они падают
Расходы рекламодателей на продвижение в эфире выросли на 10%
Расходы рекламодателей на продвижение в эфире выросли на 10% / Максим Стулов / Ведомости

В I квартале 2017 г. рекламный рынок России вырос на 13% до 92 млрд руб. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, подсчитали в Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР).

Быстрее всего традиционно растет рынок интернет-рекламы – на 23% до 34,5–35,5 млрд руб. Но данные по интернету пока предварительные, говорится в сообщении АКАР. Окончательные данные по рекламе в интернете ассоциация опубликует после оценки аналитиками IAB Russia, которые с прошлого года используют новую методику подсчета рынка интернет-рекламы. В аналогичном периоде прошлого года рекламные бюджеты выросли на 18%, а в целом за год – на 11% (см. врез).

В начале года рынок вырос быстрее, чем предполагали эксперты, говорит сопредседатель комитета исследований, аудита и рекламных технологий АКАР Сергей Веселов. Компании продолжают возвращать деньги в рекламу, после того как они резко сократили бюджеты в кризис, полагает он, на рынке позитивно сказалась и стабилизация курса рубля.

Рекламные доходы крупнейшего российского медиа – ТВ – в I квартале увеличились на 10% до 39,1–39,6 млрд руб. Получается, пока бюджеты на ТВ растут в соответствии с прогнозом «Национального рекламного альянса» (НРА, продает федеральное размещение на эфирных телеканалах), а рынок в целом опережает прогноз за счет интернет-бюджетов. Селлер предположил в конце прошлого года, что весь рынок рекламы и рынок ТВ-рекламы увеличится в 2017 г. на 10%, а рынок интернет-рекламы – на 16%.

Не самый быстрый

В I квартале 2016 г. рынок рекламы вырос на 18% до 75 млрд руб., отчитывалась ранее АКАР. Это был первый квартал, в котором рынок показал рост, – до этого с конца 2014 г. доходы от продажи рекламы сокращались.

Ранее руководители нескольких федеральных каналов говорили «Ведомостям», что ожидают роста рынка по итогам квартала лишь на 5–6%. Они ссылались как раз на снижение общего телесмотрения и снижение рейтингов нескольких крупнейших телеканалов. Также они указывали, что некоторые каналы были вынуждены корректировать цены по размещению, поскольку рекламодатели сочли их завышенными. С другой стороны, несколько федеральных каналов увеличили аудиторию, в результате их доходы сейчас растут быстрее рынка, говорили они. Но, как объяснил две недели назад «Ведомостям» первый заместитель НРА Сергей Коптев, для рынка были сложными январь и февраль, а в марте цифры оказались уже гораздо лучше.

Рекламные доходы двух крупнейших игроков рунета – «Яндекса» и Mail.ru Group – в I квартале росли теми же темпами, что и рынок в целом (+23 и +24,3% соответственно). С другой стороны, интернет-бюджеты в I квартале традиционно растут быстрее, чем в другие периоды года. Так, в I квартале 2016 г. рынок интернет-рекламы вырос на 31%, а по году в целом – на 21%.

Сегмент out of home (сюда включена наружная реклама, транзитная реклама и реклама в кинотеатрах) растет прежде всего за счет московского рынка наружной рекламы, говорит генеральный директор «Эспар-аналитик» Андрей Березкин. Бюджеты на размещение на щитах в столице увеличились в I квартале на 20%, указывает он, а рынок out of home в целом, по данным АКАР, – на 12% до 10,5 млрд руб. Бюджеты растут прежде всего у девелоперов, добавил Березкин, эти компании в целом по России увеличили расходы на продвижение на 35% до 2 млрд руб.

Единственный сегмент рынка, доходы которого падают, – печатные СМИ. Если в I квартале 2016 г. рекламодатели сократили размещение в печатных версиях СМИ на 14%, а в целом по году – на 16%, то в I квартале этого года падение составило сразу 18%. Это общемировая тенденция, указывает гендиректор и совладелец «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин: «Тиражи газет сокращаются, аудитория уменьшается, вследствие чего падают доходы». И СМИ, конечно, пытаются компенсировать падение рекламных доходов в печатных СМИ за счет интернет-версий изданий, добавил он.