Расходы московских абонентов на связь за год упали на 11% благодаря приходу Tele2

Но операторы уже отыгрывают снижение тарифов
Московским абонентам грозит увеличение затрат на мобильную связь
Московским абонентам грозит увеличение затрат на мобильную связь / Евгений Разумный / Ведомости

Расходы москвичей на мобильную связь в 2016 г. были примерно на уровне 2015 г., не произошло значительных изменений и с начала 2017 г., утверждает представитель «Мегафона» Юлия Дорохина.

В 2016 г. средние расходы москвичей на сотовую связь составляли 371 руб. в месяц – на 11,4% меньше, чем годом ранее, следует из материалов департамента информационных технологий (ДИТ) Москвы. Но к концу I квартала 2017 г. их расходы на мобильную связь фактически вернулись к уровню 2015 г., достигнув 410 руб. в месяц, подсчитал аналитик ДИТа Евгений Альминов. Оценка основана на анализе тарифов операторов и профилей потребления услуг, следует из отчета.

Расходы на сотовую связь снижались и в 2015 г., но снижение год к году было значительно меньшим, чем в 2016 г., – 4,3%, отмечается в материалах ДИТа. Расходы падали весь 2016 год – операторы пересматривали свои тарифы, увеличивая включенные в них интернет-трафик и голосовую связь, говорит Альминов. Стимулом для снижения цен стал, в частности, выход на московский рынок в октябре 2015 г. «Т2 РТК холдинга» (бренд Tele2).

Ранее ДИТ говорил о снижении стоимости мобильного трафика в Москве. В пакетных тарифах московских операторов скачивание одного мегабайта данных (при условии полного исчерпания пакета) за два года с I квартала 2015 г. по I квартал 2017 г. подешевело более чем вдвое: с 0,13 до 0,06 руб. При этом за тот же период средняя цена на голосовую связь в пакетных тарифах в Москве немного выросла: с 0,41 руб. за минуту в I квартале 2015 г. до 0,44 руб. в I квартале 2017 г.

ДИТ также связывал снижение цен с выходом на рынок Tele2, состоявшимся в конце 2015 г. По данным AC&M Consulting, на конец 2016 г. в Москве насчитывалось чуть более 43 млн активных sim-карт. К началу 2017 г. Tele2 подключила 2,5 млн абонентов в Москве и Московской области, сообщал «Интерфакс» и подтверждал «Ведомостям» собеседник в операторе. То есть Tele2 могла к началу 2017 г. обслуживать около 5,8% абонентов в регионе.

Но в конце 2016 г. эффект от появления в Москве четвертого оператора сошел на нет, утверждает Альминов. Выход Tele2 показал, что московский потребитель гораздо чувствительнее к качеству, чем к цене, считает он. А из-за резкого роста трафика абонентов (фактически он удваивается каждый год) операторы уперлись в потолок пропускной способности своих сетей. По словам Альминова, операторы впервые за последние годы начали уменьшать количество интернет-трафика в пакетах и повышать тарифы, отказались от безлимитных тарифных планов.

В целом рынок связи в Москве сдержанно растет – в 2016 г. год к году он увеличился на 2,8% до 874 млрд руб., следует из отчета ДИТа. Доходы растут в основном за счет дополнительных услуг и пакетных тарифов, включающих разные типы услуг – например, телевидение, ШПД, сотовую связь – по единому тарифу, отмечает Альминов.

Крупнейший рынок

146,7 млрд руб. cтолько в 2016 г. составили суммарные доходы операторов сотовой связи в Москве, следует из материалов Минкомсвязи. За год они сократились примерно на 4,5%

Расходы москвичей на сотовую связь за 2016 г., по расчетам ДИТа, чуть меньше рассчитанного «ТМТ консалтингом» показателя ARPU (средний ежемесячный доход с абонента). В Москве в 2016 г. он составил около 400 руб., говорит гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. Причиной его снижения в 2016 г. был выход в Москву Tele2, уверен он. Конкуренция между операторами по-прежнему острая, но, скорее всего, ресурсов для снижения тарифов уже не осталось – в такой ситуации прямое и косвенное повышение тарифов закономерно, отмечает Анкилов.

В Москве у Tele2 никогда не было безлимитных тарифов, кроме промотарифа «Говорит Москва», где не было ограничений на голосовую связь, отмечает его представитель Константин Прокшин. В связи с запуском новой тарифной линейки Tele2 в апреле этого года он ожидает дальнейшего снижения средней и удельной стоимости услуг сотовой связи для жителей Московского региона. Tele2 не планирует повышать тарифы, утверждает он. По словам Прокшина, доходы Tele2 в Москве растут за счет устойчивого набора оператором абонентской базы и роста потребления услуг.

В 2016 г. ARPU в Москве действительно несколько снижался, но далеко не так сильно, как показывает исследование ДИТа, уверяет представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. По ее словам, оператор рассчитывает на будущую стабилизацию показателя благодаря новой линейке пакетных тарифов.

Расходы московских абонентов в 2016 г. сократились из-за перехода пользователей на более выгодные тарифные предложения и сокращения количества абонентов, выезжающих за границу и пользующихся роумингом, замечает представитель МТС Дмитрий Солодовников. Но доходы операторов в Москве в 2017 г. могут вырасти благодаря продолжению роста числа пользователей мобильного интернета и доходам от новых услуг и продуктов.