Adidas, Caterpillar и другие компании встраивают 3D-печать в производство товаров
Уже в этом году в продаже появятся напечатанные на принтере кроссовкиОжидается, что к концу 2017 г. в области промышленного производства будет достигнут важный новый рубеж: начнется массовый выпуск товаров и их компонентов с помощью 3D-печати.
До сих пор трехмерная печать использовалась в основном для создания прототипов новых моделей или для производства нестандартных деталей. Но в результате радикального усовершенствования печатных технологий они скоро завоюют и производство потребительских товаров. В отдаленной перспективе 3D-печать может сделать целесообразным производство продуктов, ранее считавшееся нерентабельным, кроме того, производственные мощности приблизятся к потребителям.
Уже сейчас в производство запущены кроссовки производства Adidas, резные подошвы которых, напечатанные на принтере, напоминают корни растения.
Технологии 3D-печати развиваются уже более двух десятилетий, но применялись до сих пор очень ограниченно. Adidas долго искала возможность применить такую технологию для изготовления спортивной обуви и наконец нашла стартап Carbon, уже успевший привлечь инвестиции в размере $222 млн. Обычно при изготовлении полимерных изделий на 3D-принтере пластик послойно наносится на заготовку через специальное сопло, но принтеры Carbon используют другой подход – цифровой синтез с помощью света. Жидкий полимер отвердевает здесь под воздействием ультрафиолетового излучения и кислорода. По качеству получаемые таким образом изделия не уступают литым, производительность и себестоимость процесса также оказываются конкурентоспособными, по крайней мере при тираже в десятки тысяч экземпляров.
Для традиционной отливки необходимы литейные формы и довольно дорогое оборудование, соответственно, затраты окупаются лишь в случае массового производства. А 3D-печать стала настолько производительной и дешевой, что ее целесообразно применять и для малотиражного производства.
Компании HP и Desktop Metal также приспосабливают технологии струйной печати для новых целей. Их системы имеют мало сходства с популярными 3D-принтерами для персонального использования. HP, как и Desktop Metal, отказывается от традиционной технологии 3D-печати и от модели бизнеса, позволяющей поставщикам наживаться на продаже специализированных печатных материалов. HP сотрудничает с BASF и десятками других компаний, создавая специальные полимерные порошки для своих 3D-принтеров. Desktop Metal использует металлические порошки, предназначенные для инжекционного формования металлических изделий.
Мешает цена
Широкому внедрению 3D-печати препятствует множество факторов. Самый главный, по мнению Джона Дулчиноса, топ-менеджера Jabil Circuit, – высокая стоимость печати.
Маттиас Вайскопф, вице-президент компании Oechsler, не сомневается, что уже в будущем году в огромном числе товаров повседневного обихода будут содержаться компоненты, напечатанные на принтере. Oechsler строит фабрики для Adidas и уже производит на принтерах комплектующие для немецких автомобилестроителей. Директор по послепродажной стратегии компании Caterpillar Дон Джонс полагает, что 3D-печать также позволит найти замену для металлических конструкций строительного оборудования.
Oechsler и Caterpillar рассматривают 3D-печать еще и как средство, сближающее изготовителей с потребителями. Послепродажный сервис для Caterpillar всегда означал содержание дорогой и обширной сети складов запчастей. Теперь же компания будет печатать детали по мере необходимости. Adidas строит в Германии и США фабрики по оперативному изготовлению товаров по запросу. О стоимости 3D-кроссовок не сообщается, компания намекает лишь, что речь идет о товаре класса премиум. К концу этого года она поставит порядка 5000 пар напечатанных кроссовок, к концу 2018 г. – более 100 000 пар.
Перевел Александр Силонов