Государство будет регулировать любые интернет-сервисы, похожие на СМИ
Также оно выступает против анонимности в сетиОдна из задач государства – создать механизм регулирования интернет-сервисов, которые похожи на средства массовой информации, хотя не являются таковыми, следует из «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг.». Указ об утверждении этой стратегии вчера подписал президент Владимир Путин. Он поручил правительству в течение шести месяцев внести соответствующие изменения в «документы стратегического планирования» федеральных органов исполнительной власти.
Совершенствовать механизмы регулирования СМИ и «средств обеспечения доступа к информации, похожих на СМИ» необходимо «для формирования в России информационного пространства, учитывающего потребности граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений», говорится в стратегии. Документ уточняет список похожих на СМИ сервисов: это интернет-телевидение, новостные агрегаторы, социальные сети, мессенджеры, а также любые «сайты в сети интернет». Никаких подробностей дополнительного регулирования не приводится. При этом традиционные медиа – радио, ТВ, печатные СМИ и библиотеки – следует поддержать.
В отличие от обычных интернет-сервисов по действующему закону деятельность СМИ может быть прекращена по решению суда после двух предупреждений Роскомнадзора, иностранцы не имеют права контролировать более 20% компании – учредителя СМИ в России.
Еще один пункт стратегии касается анонимности в интернете. В рунете следует выработать некую систему доверия, которая «гарантирует конфиденциальность и личную безопасность пользователей, конфиденциальность их информации и исключает анонимность, безответственность пользователей, безнаказанность нарушителей в сети интернет», гласит документ.
Отключить нарушителей
Стратегия предлагает ограничивать доступ к программному обеспечению, товарам и услугам иностранных интернет-компаний в том случае, если они нарушили российские законы. Недавно ФАС предлагала замедлять скорость интернета, а затем ограничивать доступ к сайтам иностранных сервисов, не выполняющих решения российских судов и ведомств, рассказывали источники в интернет-компаниях и чиновники.
Государство в последние годы активно занимается регулированием рунета, все упомянутые в стратегии сервисы тем или иным образом подпадают под действующее законодательство. Например, социальные сети, мессенджеры, любые интернет-сайты подпадают под определение информационных посредников, прописанное в Гражданском кодексе: он регулирует их ответственность за нарушение прав на интеллектуальную собственность. А по закону об информации все эти сервисы признаются организаторами распространения информации: закон регулирует то, как именно компании предоставляют информацию о пользователях, в том числе правоохранительным органам, как хранят данные и т. п.
В апреле депутат Виталий Милонов внес в Госдуму законопроект о регулировании соцсетей: выступая против анонимности в сети, он предложил ввести регистрацию в соцсетях по паспорту, а также запретить пользоваться такими сервисами людям моложе 14 лет. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал инициативу малореалистичной. Пока проект Милонова даже не рассмотрен профильным комитетом Госдумы.
Новостные агрегаторы с прошлого года также регулируются специальным законом: они несут ответственность за распространяемую информацию, за исключением той, что дословно воспроизводит сообщения официально зарегистрированных в России СМИ. Отдельного регулирования для интернет-телевидения нет, как и самого понятия: работа традиционных телеканалов подпадает под закон о СМИ, сайты многих из них также зарегистрированы как интернет-СМИ. Также с июля этого года начнут действовать отдельные ограничения для онлайн-кинотеатров – самые популярные из них теперь также не могут контролироваться иностранцами.
Документ поручает правительству внести изменения в документы стратегического планирования, а не в конкретные законодательные акты, отмечает источник в одном из профильных министерств. Он представляет собой собрание всех инициатив, обсуждавшихся в последнее время чиновниками и участниками отрасли. Что из этого дойдет до реализации, сказать сложно, добавляет собеседник «Ведомостей».
«Этот документ важен для долгосрочного планирования бизнеса, – считает представитель Rambler & Co Матвей Алексеев. – Мы его изучаем и надеемся, что нас пригласят к обсуждению».
Песков не ответил на вопрос «Ведомостей». Представители Минкомсвязи, «Яндекса» и Mail.ru Group отказались от комментариев.