За три года услугой переноса мобильного номера воспользовались 5,6 млн россиян
При этом количество заявок на перенос продолжает растиПопулярность MNP остается низкой, ведь доля абонентов, воспользовавшихся услугой, минимальна относительно общей базы, настаивает представитель «Мегафона». Обновление абонентской базы операторов происходит за счет новых подключений, а не переходов с сохранением номера, говорит он.
На 1 мая операторы перенесли с одной сети на другую уже 5,596 млн мобильных номеров по услуге MNP (mobile number portability – смена оператора без замены номера), следует из данных Центрального научно-исследовательского института связи (ЦНИИС), оператора базы данных перенесенных номеров. Таким образом, перенесенные номера уже составляют более 2% от всех активных sim-карт в России, которых, по данным AC&M Consulting, на конец 2016 г. в стране было 255,59 млн.
В России услуга MNP стала доступна три года назад. С 1 декабря 2013 г. шел переходный период – операторы могли отложить прием абонента, приходящего к ним со своим номером от другого оператора, а с 1 апреля 2014 г. услуга действует полноценно. Изначально, учитывая мировой опыт, предполагалось, что услугой MNP будет пользоваться примерно 3% от общего количества абонентов. В 2014 г. гендиректор ЦНИИСа Андрей Грязев рассчитывал, что востребованность услуги будет расти, и предполагал, что на прогнозный показатель ЦНИИС выйдет к 2016 г.
Темпы подачи заявок на перенос номеров по MNP остаются значительными, несмотря на эффект высокой базы, обращает внимание аналитик «Финама» Тимур Нигматуллин. По его подсчетам, среднедневное количество заявок на перенос номера, поданных в январе – апреле 2017 г., выросло к тому же периоду 2016 г. на 32,7%. В I квартале 2017 г. абоненты подавали в среднем 11 200 заявок в день, на 3100 больше, чем годом ранее. Это говорит о том, что конкурентная ситуация, несмотря на сокращение активности в мобильной рознице и прекращение ценовых войн, не только не снизилась, но и продолжила обостряться, считает Нигматуллин. Он уверен, что если бы конкуренция снизилась, то количество заявок падало бы или хотя бы стагнировало. Сохранение же высокого уровня конкуренции в отрасли в свою очередь может спровоцировать новый виток ценовых войн, считает Нигматуллин.
Репатриация номеров
Статистика ЦНИИСа учитывает только действующие номера, следует из требований Минкомсвязи. При расторжении оператором договора с абонентом ЦНИИС исключает его номер из базы данных перенесенных номеров, и тот автоматически возвращается оператору, из базы которого он был перенесен.
Абоненты, воспользовавшиеся услугой переноса номера, представляют собой активную часть абонентской базы, а значит, статистика MNP отражает уровень конкуренции в отрасли и он действительно остается высоким, подтверждает гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. С другой стороны, в сопоставлении с ежегодным суммарным показателем оттока операторов (порядка 100 млн sim-карт) количество переходов по MNP выглядит незначительным. При этом российский показатель числа переносов номера сопоставим, например, с опытом Великобритании, где в первые пять лет после запуска услуги ею воспользовалось только 5% абонентов, замечает Анкилов.
В России препятствием для переноса номера является отсутствие альтернативы – абоненты не видят смысла переходить к другим операторам, объясняет Анкилов. Это свидетельствует не столько об удовлетворенности абонента своим оператором, сколько о том, что отношение российских абонентов к операторам в равной степени негативное, замечает он.
Какого-то заметного влияния на размер абонентских баз MNP не оказывает, согласна представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. Она добавляет, что по итогам года «Вымпелком» зафиксировал положительный баланс по количеству перенесенных в его сеть номеров – разницу между количеством абонентов, ушедших от оператора с момента запуска MNP и пришедших к нему от конкурентов.
Представитель МТС не стал комментировать данные ЦНИИСа. Представитель «T2 РТК холдинга» (бренд Tele2) ограничился заявлением, что и у Tele2 баланс по перенесенным номерам положительный.