Xiaomi увеличит присутствие в российской рознице

Производитель расширит сеть фирменных магазинов и откроет фирменные отделы в сетях ритейлеров
В российской рознице смартфоны Xiaomi появились только в июне 2016 г.
В российской рознице смартфоны Xiaomi появились только в июне 2016 г. / М. Стулов / Ведомости

В I квартале 2017 г. количество смартфонов Xiaomi на сети «Вымпелкома» выросло примерно на 13%, говорит его представитель Анна Айбашева. На конец I квартала 2017 г. в сети «Мегафона» было около порядка 600 000 смартфонов Xiaomi, что почти в 10 раз больше, чем в прошлом году, говорит его представитель Юлия Дорохина. Количество смартфонов этой марки в базе «Мегафона» быстро растет - за последние три месяца их количество выросло на 20%, отмечает она.

В 2017 г. китайская Xiaomi планирует открыть в крупнейших городах России свои авторизированные магазины - к концу 2017 г., по планам производителя, их будет 20, рассказал «Ведомостям» старший вице-президент Xiaomi Ван Сян.

Открывать их будет компания Smart Orange, представительство RDC Group в России, долгосрочный стратегический партнер Xiaomi, но Xiaomi будет контролировать качество их работы и ассортимент, подчеркнул он. Таких магазинов сейчас четыре: два в Москве, по одному в Петербурге и Владивостоке. Первый фирменный магазин Xiaomi открылся в Москве осенью 2016 г.

По словам Ван Сяна, Xiaomi также ведет переговоры с российскими розничными сетями о создании в их торговых точках shop-in-shop («магазинов в магазине»). Эти сети, а также планируемые инвестиции в российские розничные проекты Сян не назвал. Вопрос о создании «магазинов в магазинах» действительно обсуждался с Xiaomi, но конкретные условия не оговаривались, утверждает источник, близкий к одному из ритейлеров. Источник, близкий к RDC Group, оценивает бюджет открытия каждого магазина в 4-5 млн руб., в зависимости от формата (магазин в торговом центре или на улице). RDC Group ведет переговоры об открытии shop-in-shop с крупными российскими электронными ритейлерами, и такие зоны уже начали появляться. Планируется, что к концу 2017 г. их станет значительно больше, сообщает он.

По данным The Wall Street Journal, Xiaomi во время одного из раундов финансирования в декабре 2014 г. была оценена в $46 млрд, что делает ее вторым по стоимости стартапом в мире после Uber. С 2012 г. одним из инвесторов Xiaomi является фонд DST Юрия Мильнера. Он был лид-инвестором в трех раундах финансирования более чем на $0,5 млрд, из них подавляющая часть – от DST, говорил человек, близкий к одному из инвесторов в Xiaomi. По его словам, DST в общей сложности вложил в Xiaomi больше любого другого инвестора.

До недавнего времени Xiaomi продавала свои смартфоны исключительно через интернет. Такая стратегия позволила ей стать одним из крупнейших поставщиков смартфонов на мировой рынок: по данным Gartner, во II квартале 2016 г. Xiaomi была пятым вендором в мире по числу отгруженных смартфонов с долей рынка 4,5% (в III квартале она уступила 5-е место BBK). В 2016 г. Xiaomi начала под брендом Mi Home открывать магазины в Китае: к концу года их было 77, сейчас - 200, а в перспективе производитель планирует открыть 1000 таких торговых точек, рассказывает Сян.

В российской рознице смартфоны Xiaomi появились только в июне 2016 г. – в магазинах сетей «Связной» и «Евросеть». В августе 2016 г. доля Xiaomi на российском рынке телефонов в штуках составляла 0,4%, рассказывал ранее представитель МТС Дмитрий Солодовников. А уже в октябре, по данным компании – партнера нескольких производителей, она выросла до 1,1%. В феврале 2017 г. Xiaomi занимала 2,7% российского рынка смартфонов.

Сян рассчитывает, что в ближайший год Xiaomi войдет в первую пятерку производителей по количеству проданных в России смартфонов.

По словам ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, в 2017 г. Xiaomi может открыть в России несколько десятков торговых точек, в том числе формата «магазин в магазине». Безусловно, это позитивно повлияет на бизнес китайского производителя в России: чем шире представлен бренд в рознице, тем больше продажи, уверен он.

Доля Xiaomi на российском рынке невелика и бренд малоизвестен российским пользователям - покупатели идут именно на бренд, отмечает сотрудник одного из ритейлеров.

Представители Smart Orange не ответили на вопросы «Ведомостей».

Xiaomi открыл первый монобрендовый магазин в России