Операторы должны будут идентифицировать абонентов до начала предоставления услуг
Это может потребовать от них дополнительных расходовВажно, какие инструменты будут у операторов для проверки сведений об абоненте, соглашается представитель «Мегафона» Юлия Дорохина. Она также считает, что проверяться эти сведения должны через государственные информационные системы. При этом не должны пострадать абоненты в труднодоступных регионах, когда оперативно проверить данные будет сложно, предупреждает она.
Операторы связи должны начинать оказывать услуги только после проверки паспортных данных абонентов и занесения их в соответствующую базу. Это предложили чиновники в четверг на заседании временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества, сообщают «Парламентская газета» и «Российская газета».
Они ссылаются на председателя этой комиссии, сенатора Людмилу Бокову, которая пояснила «Ведомостям» через своего представителя, что новый законопроект может содержать дополнительные меры по идентификации владельца sim-карты. Например, в нем может появиться условие, что оператор связи имеет право предоставлять услуги только после появления сведений об абоненте в его базе данных. Кроме того, полагает сенатор, оператор должен проверять сведения об абоненте через различные госсистемы – Федеральную налоговую службу, Пенсионный фонд и т. д. Но для этого сотовым компаниям нужно предоставить доступ к таким системам, как сейчас реализовано у банков, отметила она.
Необходимость активизации борьбы против нелегальной торговли sim-картами председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко на прошлой неделе объяснила терактом, произошедшим в петербургском метро. По ее словам, для полной победы над торговцами, которые продают sim-карты на рынках и в подземных переходах, в нарушение закона не требуя от покупателей паспортные данные, необходимо запретить операторам сотовой связи передавать sim-карты посредникам для продажи. Речь идет о посредниках, которые продают sim-карты без оформления договора и передачи оператору сведений об абоненте. Матвиенко поручила Боковой не позднее чем через месяц внести в Госдуму соответствующий законопроект, а депутатов Думы попросила в ускоренном режиме принять его.
Заместитель директора департамента регулирования радиочастот и сетей связи Минкомсвязи Михаил Быковский пояснил «Ведомостям», что по закону операторы и так обязаны идентифицировать абонентов, но сейчас не несут ответственности за отсутствие такой идентификации – в полной мере по закону отвечает за это сотовый дилер. По мнению Быковского, операторы должны наравне разделить с продавцами sim-карт эту ответственность. Кроме того, по мнению Быковского, прежде чем активировать sim-карту, оператор обязан проверить наличие в биллинге данных о лице, которое ею пользуется, а при отсутствии таких данных услуги оказываться не должны. Быковский рассказывает, что Минкомсвязи разработало предложение о возможности дистанционной идентификации sim-карты через Единую систему идентификации и аутентификации (используемую для предоставления госуслуг).
Как проверяют абонентов
Сотовые операторы с 2005 г. обязаны идентифицировать клиента по паспорту, заключая договор. При этом не важно, как заключается договор – напрямую или через дилера. Закон, запрещающий продажу sim-карт в неустановленных местах, действует с 1 января 2014 г.
Сотрудники двух операторов утверждают, что изменения, которые обсуждались на заседании комиссии, потребуют от операторов перестраивания системы оформления абонентов и в связи с этим – дополнительных расходов. Но их размер пока оценить трудно, говорят они.
Необходимость подтверждать данные до начала оказания услуг повлечет некоторые технические и организационные сложности, но они вполне решаемы, говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников. Придется ли оператору в связи с этим нести дополнительные затраты, Солодовников оценить затруднился.
Основная часть нарушений, связанных с идентификацией абонентов, сейчас действительно приходится на дилеров, а не на операторов, говорит представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. По ее словам, по действующему законодательству дилеры обязаны передавать оператору договоры с достоверными паспортными данными абонентов. К сожалению, попадаются недобросовестные посредники, нарушающие закон, отмечает она. Для достоверной проверки данных абонентов было бы правильным обеспечить доступ операторов связи к информационным системам государственных органов, говорит Айбашева.
Представитель Tele2 отказался от комментариев.