Сто рублей за глаза хватит

Министерство культуры требует от продюсеров, чьи проекты финансирует государство, приводить в кинотеатры больше зрителей
Министр культуры Владимир Мединский недоволен тем, как тратятся бюджетные средства на кино
Министр культуры Владимир Мединский недоволен тем, как тратятся бюджетные средства на кино / А. Гордеев / Ведомости

Министр культуры Владимир Мединский недоволен тем, как тратятся бюджетные средства на кино, и предлагает ввести новые критерии эффективности для крупнейших кинокомпаний, рассказали несколько продюсеров. За каждые 100 руб., которые крупнейшие кинокомпании безвозвратно получают из бюджета, они должны привести в кинотеатр как минимум одного зрителя, настаивает министр. То есть если лидер получил от государственного Фонда кино 100 млн руб., его фильм в кинотеатрах должны посмотреть не меньше 1 млн зрителей. Если показатель не выполняется, компания выпадает из списка лидеров отрасли и теряет право на финансирование проектов из бюджета в приоритетном порядке.

Такие изменения Минкультуры намерено внести в соглашение с Фондом кино, которое подписывает ежегодно и на основании которого фонд получает финансирование из бюджета, указывают собеседники «Ведомостей». У министерства есть такое предложение, подтвердил его представитель: «Мы считаем, что лидеры могут эффективнее тратить государственные деньги. Важно, чтобы профинансированное государством кино посмотрели максимум зрителей».

Исполнительный директор Фонда кино Антон Малышев подтвердил, что 6 апреля фонд получил проект соглашения от Министерства культуры с пунктом про 100 руб. за зрителя: «Сейчас мы проводим консультации с отраслью о выполнимости таких показателей».

В 2016 г. 35,7 млн человек заплатили 8,7 млрд руб. за просмотр российских фильмов (данные «Бюллетеня кинопрокатчика»). Даже если все они смотрели фильмы, финансированные Фондом кино, средний показатель, скорее всего, не дотягивает до предложенных Мединским 100 руб. с человека: в среднем фонд раздает на производство фильмов около 4 млрд руб. в год (см. график).

Почти все крупные российские премьеры получали деньги от Фонда кино. В 2016 г. он распределил 4,2 млрд руб., большую часть – безвозвратно. Фонд в приоритетном порядке финансирует проекты лидеров, список которых обновляет ежегодно с учетом результатов за пять лет: сборы фильмов, рейтинги во время показа на ТВ, фестивальные награды, но не соотношение потраченных денег и привлеченных зрителей. Сейчас в десятке лидеров – «Тритэ Никиты Михалкова», СТВ Сергея Сельянова, «Дирекция кино» Анатолия Максимова, «Централ партнершип» (ЦПШ, «Газпром-медиа»), «Нон-стоп продакшн» Александра Роднянского и Сергея Мелькумова, «Таббак» Тимура Бекмамбетова, «Профит» Игоря Толстунова, Yellow, Black & White (YBW), Art Pictures Федора Бондарчука и Дмитрия Рудовского и «Энджой мувис».

Большинство опрошенных «Ведомостями» продюсеров говорят, что 100 руб. за зрителя не по плечу почти никому. «Министерство просто взяло эту красивую цифру с потолка, а отвечать придется нам», – говорят три собеседника «Ведомостей».

Показатель 100 руб. за зрителя будет проверяться не по каждому фильму, а совокупно по проектам каждой компании, вышедшим в прокат за последние три года, ​уточнил представитель Минкультуры. По данным Фонда кино, до планки не дотягивает половина прошлогодних лидеров.

Показатель не выполнили ЦПШ, Art Pictures, «Нон-стоп продакшн» и «Дирекция кино». Проходят по результатам прошлого года СТВ, «Тритэ», «Таббак» и «Энджой мувис». Если брать данные за три года, то, скорее всего, «эффективных компаний» вообще не останется, рассуждает один из продюсеров: «Откуда Минкультуры возьмет других лидеров? Продюсеров, которые умеют делать большое кино, можно по пальцам пересчитать». «Если взять последние годы и фильмы Art Pictures, то наше соотношение лучше, чем 100 руб. за зрителя, – говорит Бондарчук. – Мы готовы принять условия с таким показателем». Совладелец YBW Эдуард Илоян согласен, что​ у фонда​ должны быть критерии эффективности: «Но 100 рублей выглядят рискованно для многих проектов, надо тщательно просчитать эту цифру».

Мединский за последние два месяца уже четыре раза обсуждал с лидерами изменение условий господдержки, рассказывают продюсеры, добавляя, что он крайне настойчив. Обсуждение затянулось, без соглашения фонд не получит деньги из бюджета и поэтому не может отобрать фильмы для финансирования в этом году. В результате продюсеры опасаются получить деньги из фонда лишь осенью и пропустить лето – самый важный съемочный период.

Лидеры на последней встрече подтвердили министру, что согласны на 100 руб. за зрителя, настаивает сотрудник Минкультуры. «Мы действительно кивнули головой, но тогда нам сказали, что ​за ​невыполнени​е​ этого показателя​ нам ​грозит только штраф​ – максим​ум 10 млн руб., – возражает участник встречи. – Это допустимый риск, но теперь выясняется, что нам грозит потеря статуса лидера, это принципиально другая история». Также чиновники не предупредили, что новые правила начнут действовать по фильмам, которые выйдут в прокат в 2017 г., а были профинансированы фондом несколько лет назад, добавляет он.

Это часть конфликта между Мединским и Фондом кино, знают продюсеры. «Министр намерен полностью подчинить себе фонд, а Малышев сопротивляется», – говорит один из них. Минкультуры считает работу фонда неэффективной, подтверждал сотрудник министерства. Малышев отказался это комментировать.

Министр культуры Владимир Мединский недоволен тем, как тратятся бюджетные средства на кино