Microsoft, eBay, Tencent инвестировали $1,4 млрд в индийский стартап Flipkart

Компания конкурирует с Amazon
Microsoft, eBay, Tencent инвестировали $1,4 млрд в индийский стартап Flipkart/ М. Стулов/ Ведомости

Индийский стартап Flipkart, специализирующийся на электронной коммерции, в результате очередного раунда финансирования получил $1,4 млрд от консорциума инвесторов во главе с китайской компанией Tencent Holdings. Инвестиции помогут компании противостоять на индийском рынке экспансии конкурирующей Amazon.com.

Компания Flipkart была основана в 2007 г. двумя бывшими сотрудниками Amazon. Ее стоимость по итогам последнего раунда финансирования оценивается в $11,6 млрд, это по-прежнему самый дорогой стартап в Индии, хотя в 2015 г. инвесторы оценили его выше – в $15 млрд.

«Нынешняя сделка очень важна как для Flipkart, так и для Индии, это самое крупное вливание в истории нашей компании», – говорится в заявлении основателей стартапа Сачина Бансала и Бинни Бансала (предприниматели не являются родственниками).

Наряду с Tencent в финансировании стартапа участвовали также eBay и Microsoft. Представитель Flipkart отказался уточнить, каковы доли отдельных инвесторов в общей сумме финансирования. В понедельник корпорация eBay сообщила, что продает свое индийское подразделение Flipkart и инвестирует $500 млн наличными в этот стартап, получая взамен его акции.

Полученная Flipkart сумма весьма значительна, особенно в период, когда инвесторы все более скептически относятся к оценке стоимости стартапов. Однако аналитики отмечают снижение рыночной стоимости Flipkart, связывая его с угрозой со стороны Amazon и непростой рыночной конъюнктурой.

Все свое

Flipkart старается развивать собственные сервисы и бренды. Как и Amazon, он запустил собственную линейку продуктов под названием DigiFlip – под этой маркой выпускаются фаблеты, USB и аксессуары для гаджетов.

«Чтобы выжить и выйти на прибыльность, Flipkart требуется больше денег, – говорит Сатиш Мена, аналитик из Forrester. – Снижение стоимости по сравнению с 2015 г. говорит о том, что динамика рынка не оправдывает ожиданий». По мнению Мены, индийский рынок электронной коммерции, оценивавшийся в прошлом году в $16 млрд, к 2022 г. должен вырасти до $48 млрд.

Amazon, пришедшая на индийский рынок в 2013 г., намерена потратить $5 млрд на ускоренное освоение этого рынка. В ходе этой экспансии корпорация задействует свой огромный запас наличности, а также наработки в области технологий и маркетинга. По объему продаж на индийском рынке Amazon уже занимает 2-е место в своем сегменте после Flipkart.

Для Tencent инвестиция в Flipkart – средство борьбы не только с Amazon, но и с китайским конкурентом, Alibaba Group Holding. Принадлежащий Tencent мессенджер WeChat не имеет себе равных по числу клиентов в Китае – им активно пользуется более 889 млн человек ежемесячно. А ряде секторов рынка, включая мобильные платежи, онлайновые видеосервисы и облачные технологии, Tencent ведет ожесточенную конкуренцию с Alibaba, владельцем самой популярной в Китае площадки электронной коммерции Taobao.

В феврале Alibaba возглавила раунд финансирования на $200 млн подразделения индийской компании Paytm, также занимающегося электронной коммерцией. А в прошлом году компания Hike, владеющая популярным в Индии мессенджером, получила от инвесторов во главе с Tencent $175 млн. Alibaba, как и Tencent, не ожидает заметного роста бизнеса в своей стране и ищет возможности для расширения на зарубежных рынках. С этой точки зрения Индия, где электронная коммерция недостаточно развита, представляет огромный интерес. Миллионы индийцев только сейчас впервые получают доступ к интернету с помощью дешевых смартфонов. Однако развитию бизнеса здесь мешает неплатежеспособность потенциальных клиентов, отсутствие полноценной инфраструктуры и незначительное распространение кредитных карт. По данным Credit Suisse, из 1,2 млрд жителей страны лишь около 40 млн человек делают онлайновые покупки.

Перевел Александр Силонов