Доходы московских провайдеров падают
Вместе с тарифами на доступ в интернетТарифы на широкополосный доступ (ШПД) на скорости до 50 Мбит/с в Москве в 2016 г. год к году в среднем снизились на 7,1% – абонентская плата по ним составила 390 руб. в месяц против 430 руб. годом ранее. Это следует из материалов департамента информационных технологий (ДИТ) Москвы. Доступ на скоростях 50–100 Мбит/с подешевел на 7,9% до 575 руб., от 100 Мбит/с – на 14,2% до 969 руб.
За трехлетний период самые высокоскоростные тарифы просели на рекордные 36,8%, несмотря на падение рубля, следует из материалов ДИТа. Рынок ШПД в Москве близок к насыщению, конкуренция высока – поэтому операторы постепенно снижают тарифы, чтобы переманивать пользователей, отмечают аналитики департамента. В то же время, чтобы удержать людей, операторы предлагают им большую скорость доступа и дополнительные опции – понижая таким образом средний ежемесячный счет абонента (ARPU).
В 2016 г. выручка московских провайдеров год к году уменьшилась примерно на 3,3% до 11,9 млрд руб., подсчитала исследовательская компания «Директ инфо». Это первое снижение доходов на московском розничном рынке ШПД, отмечает ее исполнительный директор Алексей Кондрашов. Оценить, насколько напрямую снизились тарифы на интернет, он затруднился. Базовые тарифы не меняются, их среднее снижение возможно за счет разовых акций, считает он. По словам Кондрашова, операторы все чаще предлагают интернет в пакете с другими сервисами, например платным ТВ. Несмотря на попытки провайдеров удержать ARPU, этот показатель сокращается – в том числе из-за специализированных тарифов, отмечают в своем отчете аналитики «Директ инфо». Также они говорят об увеличении срока действия промоакций операторов, в ходе которых предлагается ШПД по сниженным тарифам: в среднем с 1–3 месяцев он увеличился до года.
Кто правит рынком
По данным «Директ инфо», 1-е место по количеству абонентов проводного интернета в Москве сейчас занимает МГТС (37% рынка), за ней следуют «Ростелеком» и «Вымпелком» (22 и 14%).
В условиях усиления конкурентной борьбы один из способов удержания абонента – «подсадить» его на пакетный тариф (абоненту сложнее уйти, когда сразу несколько услуг завязаны на одном операторе и едином счете), считает аналитик ДИТа Евгений Альминов. Если его перестало устраивать качество ТВ, то менять придется и другие услуги – ШПД, телефонию, иногда и сотовую связь: для абонента это сложнее, уровень оттока падает, передал он «Ведомостям». К тому же набирать услуги по отдельности у нескольких операторов намного дороже, считает Альминов.
По данным «Директ инфо», снижается не только выручка фиксированных операторов, но и абонентская база провайдеров. В 2016 г. в Москве год к году число пользователей проводного интернета уменьшилось на 1% до 3,72 млн подписчиков, считают аналитики. По их мнению, одна из возможных причин уменьшения количества абонентов и общей стагнации рынка – конкуренция с мобильными технологиями доступа, в первую очередь с LTE. Существует категория мобильных пользователей, которым интернет нужен всегда и везде, поэтому даже дома они предпочитают использовать мобильный доступ, следует из отчета его компании. Данные «Директ инфо» подтверждает статистика Минкомсвязи. В IV квартале 2015 г. в Москве насчитывалось чуть более 3,75 млн пользователей ШПД, а на конец IV квартала 2016 г. – чуть более 3,74 млн.
Крупнейших московских операторов снижение основных показателей ШПД-бизнеса пока не затронуло, уверяют их представители. Рынок в Москве близок к максимальному насыщению, соглашается с выводами Минкомсвязи и «Директ инфо» представитель «Ростелекома» Олег Тарасов. По итогам 2016 г. количество абонентов «Ростелекома» в Москве выросло на 2,8%, а отток уменьшился, отмечает он.
МГТС удается удерживать темпы прироста базы ШПД-пользователей, ее ARPU практически не снижается, так как оператор предлагает абонентам более высокие скорости, чем конкуренты, отмечает ее директор по маркетингу и развитию бизнеса Дмитрий Кулаковский. На конец 2016 г. у МГТС более 30% абонентов были подключены на скоростях более 100 Мбит/с, утверждает он. Важную роль в сохранении ARPU играют и конвергентные предложения c ТВ и мобильной связью, говорит Кулаковский. По его словам, все это привело к заметному росту выручки от ШПД в 2016 г.
Благодаря конвергентным тарифам ARPU и абонентская база «Вымпелкома» в Москве, напротив, растет, говорит его представитель Анна Айбашева.