«Лаборатория Касперского» не смогла доказать уникальность бренда

Компания через суд требовала от НПО «Лаборатория Касперского» сменить имя
«Лабораторий Касперского» может быть много, решил суд
«Лабораторий Касперского» может быть много, решил суд / АНДРЕЙ ГОРДЕЕВ / Ведомости

В сентябре прошлого года производитель антивирусов «Лаборатория Касперского» подал иск в Арбитражный суд Москвы к компании со схожим названием – Научно-производственное объединение (НПО) «Лаборатория Касперского». По мнению первого, НПО незаконно пользуется фирменным названием, схожим с его собственным. Антивирусная компания требовала от НПО прекратить его использовать и изменить свое название, следует из материалов дела. Но суд не поддержал компанию Евгения Касперского.

Во-первых, компании занимаются разной деятельностью, говорится в решении суда. Из устава антивирусной компании и ее выписки из ЕГРЮЛ суд заключил, что она занимается в основном компьютерными программами по защите информации. А деятельность НПО – научные исследования и разработки в области естественных и технических наук, говорится в решении суда.

Во-вторых, суд проанализировал сами названия компаний и пришел к выводу, что они не тождественны. В фирменном названии НПО лишь два слова похожи на слова из наименования антивирусной компании, а вес имеет полное название, а не его части. Кроме того, отмечает суд, слово «лаборатория» общеупотребимо, а фамилия Касперский также широко известна и «ассоциируется не только с известным программистом, но и с известным шахматистом», пишет суд. Вероятно, арбитражный суд имел в виду шахматиста Антона Касперского, родившегося в 1885 г.

IT против троллей

$2,5 млн – во столько обошлась «Лаборатории Касперского» тяжба в США с патентными троллями. Разбирательство длилось более трех лет. Также американских троллей побеждали компании SipNet и ABBYY

Чтобы суду признать использование товарного знака незаконным, он должен убедиться в их сходстве и доказать, что они применяются для однородных товаров. Суд не получил доказательств, что НПО вообще пользуется товарным знаком «Лаборатории Касперского», говорится в его материалах.

Судя по данным СПАРК, НПО не ведет никакой деятельности. Эта компания была зарегистрирована в июле 2016 г., и сейчас в базе нет сведений о заключенных ею контрактах и финансовых показателях. Ее единственным владельцем и гендиректором является Андрей Моргачев, связаться с которым «Ведомостям» не удалось.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты уверены, что совпадение названий не случайно. Старший партнер юрфирмы «Катков и партнеры» Павел Катков называет четыре возможные причины этого. Вероятно, НПО хочет использовать название крупной компании для собственной коммерческой деятельности либо влиять на репутацию компании (например, письмами клиентам). Третий сценарий – НПО является осколком антивирусного холдинга и следом бывших совладельцев. Наконец, считает Катков, это действительно может быть редким совпадением.

Компания Group-IB неоднократно сталкивалась с тем, что новая компания берет имя, схожее с уже давно работающей компанией, и заключает контракты на продукты или услуги, которые потом не предоставляет, рассказывает руководитель центра реагирования на инциденты информационной безопасности компании Александр Калинин. Пострадавший в этом случае часто считает, что имеет дело если не с головной компанией, то с какой-либо из ее «дочек» или филиалов, и не так скрупулезно проверяет документы, добавляет он.

Начинающие компании часто стараются привлечь внимание клиентов с помощью фирменного названия или товарного знака крупных компаний и, по статистике, любое использование известного бренда не случайно, уверен гендиректор BrandSecurity (защита брендов и борьба с контрафактом в сети) Руслан Кривулин. Он не исключает, что в будущем НПО может начать создавать продукты в области информационной безопасности. В интернете распространено копирование бизнеса, ведь для регистрации доменного имени и создания копии сайта известного бренда большие деньги не нужны, констатирует Кривулин.

Выгоду может дать не прямое использование наименования, а косвенное использование положительной деловой репутации, уверена операционный директор компании «Онлайн патент» (управление интеллектуальной собственностью) Алина Акиншина. Доводы суда она называет резонными, а шансы антивирусной компании (она уже подала апелляцию) в следующей инстанции – низкими.