Экс-подрядчик Московского метрополитена попал под уголовное дело

УВД на Московском метрополитене начало расследование о хищении 728 млн рублей
В 2011 г. «Авто селл» выиграла торги на право размещать рекламу на станциях и в вагонах метро, пообещав заплатить метрополитену 14 млрд руб. за пять лет
В 2011 г. «Авто селл» выиграла торги на право размещать рекламу на станциях и в вагонах метро, пообещав заплатить метрополитену 14 млрд руб. за пять лет / М. Стулов / Ведомости

Управление внутренних дел (УВД) на Московском метрополитене возбудило дело по факту хищения более 728 млн руб. при исполнении компанией «Авто селл» договора о размещении рекламы в Московском метрополитене. Об этом сообщил «Интерфакс» со ссылкой на постановление о возбуждении уголовного дела и подтвердил источник в УВД Московского метрополитена. По словам последнего, в ближайшее время дело может быть перенаправлено в Следственный комитет, поскольку речь идет о «хищении в особо крупном размере». Дело возбуждено по статье «мошенничество», отмечает «Интерфакс», не уточняя, по какой именно части. Представители УВД на Московском метрополитене и самого предприятия от комментариев отказались.

До октября 2015 г. единственным владельцем «Авто селл» являлась компания «Гема» Александра Геллера, но затем собственник сменился. Теперь компания принадлежит Олегу Гореликову, прежде он руководил другими «дочками» «Гемы». Связаться с ним не удалось.

В 2011 г. «Авто селл» выиграла торги на право размещать рекламу на станциях и в вагонах метро, пообещав заплатить метрополитену 14 млрд руб. за пять лет. Компании не всегда удавалось привлечь рекламодателей, вагоны пустовали, но «Авто селл» до апреля 2015 г. исправно платила метрополитену по счетам, затем платить перестала. После трехмесячной просрочки платежей метрополитен направил «Авто селл» претензию на выплату долга и штрафа, но ответа не получил, цитирует «Интерфакс» постановление о возбуждении дела. Правда, после того как «Авто селл» перестала платить, она заключила контракт на проведение рекламной кампании с «Глобал плейс», согласно постановлению, при этом никаких действий по погашению задолженности не предприняла. Поэтому «Авто селл» подозревается в «совершении хищения денежных средств ГУП «Московский метрополитен» на 728,7 млн руб. путем обмана, при этом преднамеренно не исполняя договорные обязательства», отмечается в документе.

В мае 2016 г. суд признал «Авто селл» банкротом; долг компании перед метрополитеном – 1,4 млрд руб.

Учитывая, что «Авто селл» признана банкротом, в руках у московских властей и метрополитена остается не так много рычагов давления для получения долга, считает член Адвокатской коллегии Москвы Михаил Черба. По его мнению, уголовное дело в данном случае вынужденная мера, так как, если топ-менеджеров, руководивших компанией в тот период, осудят, размер штрафа все равно будет несопоставим с долгом оператора. За мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности и повлекшее причинение ущерба в особо крупном размере, может грозить лишение свободы на срок до 10 лет со штрафом до 1 млн руб., отмечает партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко. Поэтому Черба считает, что вынесение обвинительного приговора не выгодно ни метрополитену, ни «Авто селл», скорее всего, конфликт будет переведен в административную плоскость и декриминализирован.

С начала 2017 г. рекламу в Московском метрополитене размещает также аффилированная с «Гемой» «Трейд компани» – в августе прошлого года она выиграла торги. Тогда гендиректором «Авто селл» была Гюля Коган, сейчас она возглавляет другого оператора наружной рекламы «Гемы» – компанию ТРК, согласно «СПАРК-Интерфаксу». В четверг, 16 марта, ее телефон был выключен. На вопросы «Ведомостей», отправленные по электронной почте, Коган также не ответила.