Менеджеры «Мегафона» ожидают падения рентабельности
До реального снижения конкуренции на рынке мобильной связи еще далекоГодовая выручка «Мегафона» от услуг мобильной связи в России впервые снизилась – на 2,3% до 258,9 млрд руб., следует из материалов компании. В IV квартале 2016 г. мобильная выручка сократилась год к году на 3,6% почти до 67,1 млрд руб. Общая выручка оператора в России при этом осталась на уровне прошлого года и составила 311,57 млрд руб., увеличившись на 1% год к году благодаря росту доходов от продажи оборудования и от услуг фиксированной связи: год к году они выросли на 35,5 и 9,5% соответственно. При этом, несмотря на рост доходов от фиксированной связи, оператор списал часть стоимости фиксированного бизнеса (см. врез).
Рентабельность оператора по показателю OIBDA в России сократилась почти на 3,6 п. п. до 39,2%, поскольку в отличие от общей выручки OIBDA «Мегафона» снизилась на 7,6% до 122,1 млрд руб. В 2016 г. пришлось поменять подходы к коммерческой политике и снизить ряд тарифов, что повлияло на операционную эффективность, объяснил снижение показателя гендиректор оператора Сергей Солдатенков.
Проводное списание
3,4 млрд руб. на столько обесценился goodwill фиксированной «дочки» NetByNet, следует из отчетности «Мегафона». Списание произошло из-за усиления конкуренции на рынке фиксированного доступа в интернет, уточнил Вермишян. Доходность розничных услуг широкополосного сегмента быстро снижается, говорится в отчетности
При этом он обратил внимание, что в IV квартале оператору удалось замедлить падение маржинальности – за этот период рентабельность по OIBDA сократилась только на 0,3 п. п. год к году. Сделано это было за счет сокращения операционных расходов – на продажи и маркетинг (на 5,4%), а также на административные нужды, пояснил финансовый директор оператора Геворк Вермишян. Кроме того, менеджеры оператора подтвердили намерение сокращать количество розничных салонов связи. Ранее на встрече с аналитиками «Мегафон» заявил, что в течение 3–5 лет планирует сократить свою розничную сеть на 25–40% до 2500–3000 салонов с нынешних 4000.
Менеджмент «Мегафона» прогнозирует, что в 2017 г. выручка незначительно вырастет. Показатель же OIBDA должен составить 112–118 млрд руб., что предполагает его снижение на 2,6–7,5% и снижение рентабельности по OIBDA до 36–38%. На инвестиции в 2017 г. оператор намерен направить 55–60 млрд руб., т. е. капитальные затраты «Мегафона» сократятся на 8,5–16%. Этот прогноз учитывает высокую конкуренцию на рынке мобильной связи и сложную общеэкономическую ситуацию, говорит Вермишян.
Мобильный бизнес снизился, но большая часть этого снижения пришлась на голосовую связь, заявил коммерческий директор «Мегафона» Влад Вольфсон. Негативное влияние на выручку от услуг мобильной связи, по его словам, оказал рост проникновения абонентов, пользующихся пакетными тарифами. Спрос на такие тарифы замедлил и темпы роста доходов от мобильного интернета. В 2016 г. они увеличились на 5,6% до 83,1 млрд руб., в то время как в 2015 г. рост показателя составил 19% (до 79,9 млрд руб.).
«Мегафон» озаботился сокращением затрат как нельзя вовремя, замечает замдиректора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова, если бы темпы роста затрат у корпорации сохранились на уровне первого полугодия (11%), то операционная прибыль «Мегафона» была бы ниже почти на 2%, OIBDA – на 3–4%, а рентабельность по OIBDA – меньше примерно на 1 процентный пункт, подсчитала она. Снижение рентабельности связано с тем, что оператор был вынужден удерживать достаточно низкие тарифы, а также с увеличением затрат на привлечение новых абонентов.
Аналитиков Райффайзенбанка Сергея Либина и «Уралсиба» Константина Белова настораживает прогноз на 2017 г., нижняя граница которого предполагает весьма агрессивное снижение OIBDA. Компания ожидает небольшого роста выручки и завершения ценовой войны, которая оказывает влияние на рентабельность, в связи с этим прогноз мог быть более оптимистичным, считает Либин.
На телеконференции с аналитиками топ-менеджеры «Мегафона» объяснили, что прогноз представляет собой экстраполяцию трендов 2016 г. и не учитывает рационализации конкурентной среды, на которую они тем не менее надеются. Они признали, что прогноз консервативный и что реальная ситуация может оказаться лучше при благоприятном стечении рыночных и макроэкономических обстоятельств.
Менеджмент старается быть консервативным в своих прогнозах, объясняет Белов. С другой стороны, это означает, что руководство оператора с сомнением смотрит на перспективы улучшения рыночной ситуации. Несмотря на ритуальные заклинания операторов о намерении рационализировать ценовую политику, ситуация на рынке радикально в лучшую сторону не меняется и рентабельность в 2017 г. останется под давлением, делают вывод Белов и Либин.