В мире мобильный интернет становится основой пакетных тарифов, а звонки – безлимитными
В России абоненты смотрят на количество минутВ безлимитных звонках для абсолютного большинства абонентов нет особого смысла – никто не может разговаривать бесконечно, замечает представитель «Мегафона» Юлия Дорохина. «Безлимитный голос» – это скорее рекламный ход. «Как только расходы среднего россиянина на мобильный интернет достигнут уровня стран Европейского союза, мы сделаем безлимитными и «бесплатными» и звонки, и sms и еще много чего», – замечает она.
Мобильный интернет-трафик становится ключевым фактором при формировании пакетных тарифов, выяснила iKS-Consulting по итогам исследования 20 основных международных рынков мобильной связи. Голосовые звонки и sms на большинстве рынков все чаще входят уже в минимальные варианты пакетных тарифов безлимитно, пишут аналитики.
В России уровень цен на базовые пакетные тарифы оказался ниже, чем во всех исследованных странах. Это плохо отражается на рынке мобильной связи – суммарные доходы операторов от мобильных услуг уже второй год подряд снижаются (в 2016 г. – на 1%, по предварительным данным). В ближайшее время операторы могут начать увеличивать как стоимость, так и наполнение базовых пакетных тарифов, которые, впрочем, из-за конкуренции все равно останутся одними из самых низких в мире, прогнозирует автор отчета Максим Савватин.
Экономическая и конкурентная ситуации в России способствовали тому, что цены на связь снижались в течение более чем 20 лет, говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников. Но если это продолжится, то операторы будут ограничены в возможностях развивать покрытие сетей и качество связи, при том что с каждым годом абоненты становятся все более требовательны в этих вопросах, предупреждает он.
Исторически цены на связь в России основаны на стоимости минуты разговора, а не на передаче данных, говорит представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. По данным «Вымпелкома», даже в пакетных тарифах – а на них уже более половины клиентов оператора – при выборе тарифа абонент принимает решение, исходя из количества минут, а не гигабайт, хотя использование данных растет быстрее, чем традиционных сервисов. Рынок должен перейти к ценообразованию, основанному на данных, но такой переход невозможен без снижения межоператорских тарифов, говорит она.
Модный в последнее время фокус абонентов на интернете отнюдь не ведет к появлению голосового безлимита в пакетах в качестве довеска к трафику, считает представитель Tele2 Константин Прокшин. Голосовая связь по-прежнему остается востребованной услугой, замечает он.
У Tele2 был опыт запуска пакета с безлимитными звонками в Москве. Это была акция с ограниченным сроком подключения и Tele2 довольна ее итогами, говорит Прокшин.