Snap фокусирует развитие бизнеса на своей основной аудитории – молодых людях
Они предпочитают мобильные сервисы телевидениюКомпания Snap в преддверии своего IPO намерена в ближайшие дни представить свою стратегию инвесторам. Эта стратегия ориентирована на молодежную аудиторию и на технологии, призванные потеснить телевидение на рынке рекламы. Между тем многие инвесторы сомневаются в справедливости предварительных оценок стоимости компании и ее способности существенно расширить клиентскую базу и найти новые источники доходов.
В заключительном квартале прошлого года ежедневная аудитория Snap выросла по сравнению с III кварталом всего на 3%. Замедление темпов роста наблюдается уже не первый квартал подряд, и это порождает у многих сомнения в эффективности выбранной стратегии. Социальная сеть Snap рассчитана прежде всего на пользователей, общающихся с родственниками и ближайшими друзьями, в то время как конкурирующая Facebook, напротив, задумана как средство, объединяющее как можно большее число друзей. «Нам нравится, когда люди избирательно подходят к составлению круга друзей в нашем сервисе, – говорит Эван Шпигель, один из основателей и гендиректор Snap. – Нам хотелось создать пространство, в котором вы можете в наиболее благоприятной обстановке пообщаться с семью самыми важными для вас людьми».
В видеоматериале, подготовленном компанией для инвесторов, о проблеме замедления роста пользовательской аудитории напрямую не говорится, хотя Шпигель коснулся этой темы вскользь, одновременно бросив камень в огород Facebook: «Со временем мы столкнулись с необходимостью объяснять людям, почему больше – не значит лучше. Когда мы начинали наш бизнес, бытовало мнение, что чем больше друзей и подписчиков вы наберете в интернете, тем лучше станет ваша жизнь».
Умерили аппетит
Snap снизила свою оценку для IPO. На прошлой неделе она установила цену акций от $14 до $16, что соответствует оценке в диапазоне от $19,5 млрд до $22,2 млрд. До того компания оценивала себя в $25 млрд.
В своей стратегии развития сервисов Snap также придерживается принципа минимализма: функций должно быть немного, но каждая из них должна очень нравиться клиентам. Говоря об этом, Шпигель снова сделал выпад в сторону конкурента: «Наша компания не из тех, кто вводит как можно больше новшеств, чтобы посмотреть, какие из них окажутся удачными».
Компания Facebook неоднократно внедряла в своей сети новые сервисы, которые, как ожидалось, должны были стать «убийцами Snapchat», но не оправдали возлагавшихся на них надежд. Правда, одна из функций в приложении Instagram, аналогичная сервису Snap Stories, как утверждается, оказалась сравнительно удачной.
В презентациях к IPO Snap подчеркивается ее ориентированность на молодежную аудиторию, хотя в официальных документах, представленных в Комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC), компания признает, что ее бизнес не будет развиваться по-настоящему успешно «без охвата других демографических категорий в разумных масштабах». Презентации Snap содержат 35-минутный видеоролик, показывающий, как десятки людей делают фотоснимки и посылают их в приложении Snapchat, однако все эти люди – молодые пользователи смартфонов. Руководство Snap особенно подчеркивает важность этой категории в условиях, когда популярность телевидения падает, а мобильная реклама переживает бум. По прогнозам IDC, в период с 2017 по 2020 г. обороты на рынке мобильной рекламы должны утроиться и достигнуть $196 млрд.
Перевел Александр Силонов