Интервью с хакером
FT встретилась с человеком, который называет себя одним из членов группы «Шалтай-Болтай»За несколько часов до новогоднего выступления Владимира Путина в 2014 г. неизвестная до этого группа блогеров под названием «Шалтай-Болтай» опередила президента, опубликовав в сети текст его речи. «Мы всегда с вами, даже если вы об этом не подозреваете», – написали анонимные блогеры.
Эта дерзкая публикация, дискредитировавшая кремлевские власти, сделала «Шалтай-Болтай» одним из ведущих игроков в мире черного пиара, скандальных новостей и компромата, используемого против политиков и бизнесменов. «Получилась анонимная знаменитость, – говорит Александр, один из членов группы. – Никто не знает, кто ты, но все о тебе пишут».
В течение последующих лет группа, осуществлявшая утечку конфиденциальной переписки высокопоставленных лиц, была предметом слухов и догадок для кремлинологов. Но сейчас внимание к группе привлечено арестом ее руководителя Владимира Аникеева.
Упомянутый Александр скрывается от преследования в Эстонии, где с ним беседовал журналист FT. Александр, просивший не называть его фамилию, полагает, что из всей группы он один сейчас остается на свободе. В доказательство причастности к «Шалтаю-Болтаю» он представил свою переписку между группой и FT, а также фото, на котором он изображен вместе с Аникеевым.
Забрать «Шалтая»
Предполагаемый создатель «Шалтая-Болтая» Владимир Аникеев, как сказал представитель Лефортовского суда «Интерфаксу», был арестован 9 ноября. 28 декабря суд продлил его арест до 8 марта.
По словам Александра, он увидел Аникеева в 2003 г. на встрече пользователей сайта damochka.ru, а спустя 10 лет Аникеев попросил его помочь в публикации компромата на высокопоставленных российских чиновников. Александр был противником политики Путина и был недоволен своей работой в рекламном бизнесе – и потому согласился. Он утверждает, что никогда не знал, как были получены публикуемые файлы, поступавшие с учетных записей общедоступных почтовых сервисов, таких как Gmail, Mail.ru и «Яндекс».
Некоторые наблюдатели предполагают, что представители российских властей сами организуют такие утечки для сведения счетов друг с другом. Однако Александр утверждает, что у его группы была более простая мотивация: желание продавать за биткоины взломанные почтовые ящики. Продажа файлов принесла группе порядка $1–2 млн, основная часть этих денег, как утверждается, шла на «операционные расходы».
Сам Александр проводил большую часть времени в Таиланде, Аникеев перебрался на Украину. Между собой они общались через зашифрованные чаты. Александр утверждает, что даже не знает точное число участников группы.
В начале 2016 г., вспоминает Александр, Аникеев сообщил, что завел связи среди российских спецслужб. Новые кураторы потребовали, чтобы у них было право вето на отдельные публикации группы. Осенью Аникеев сообщил ему, что был арестован в петербургском аэропорту по пути в Минск. Его продержали в Москве три дня, а затем после вмешательства кураторов отпустили. Когда Аникеев в начале декабря попросил Александра и Теплякова (еще один участник группы) о встрече в Москве, Александр потребовал доказательств, что тот на свободе, – свежее фото во французском кафе. Аникеев согласился, и это еще больше насторожило Александра: «Обычно в ответ на подобную просьбу он просто послал бы меня подальше». Руслан Коблев, адвокат Аникеева, утверждает, что его клиент находится в заключении уже три месяца.
Перевел Александр Силонов