Продажи Apple выросли за год во всех регионах мира, кроме континентального Китая, Гонконга и Тайваня

В этих странах американская компания ощущает давление конкурентов особенно сильно
Среди китайских изготовителей смартфонов по меньшей мере четыре компании опережают Apple по числу продаж на местном рынке
Среди китайских изготовителей смартфонов по меньшей мере четыре компании опережают Apple по числу продаж на местном рынке / Ng Han Guan / AP

На встрече с инвесторами генеральный директор Apple Тим Кук признал, что в Китае производитель iPhone столкнулся с трудностями – уже четвертый квартал подряд эта страна оказывается для него регионом с наихудшими показателями.

За три месяца – с октября по декабрь – продажи Apple в КНР сократились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 12% (год назад был зафиксирован рост на 14%). В результате, несмотря на увеличение продаж в Западном полушарии на 9%, общемировой показатель для Apple составил всего 3%. Отчасти показатели по Китаю обусловлены влиянием валютных курсов: по словам Кука, без учета этого фактора спад продаж в Китае составил бы 6%.

В течение нескольких лет бум на китайском рынке смартфонов – крупнейшем в мире – обеспечивал уверенный рост бизнеса Apple, но в последнее время местные компании вроде Oppo и Huawei Technologies изменили ситуацию, предлагая устройства, сопоставимые по функциям с iPhone, но стоящие существенно дешевле. Конкуренция здесь невероятно остра; к примеру, компания Xiaomi, в какой-то момент ставшая лидером местного рынка и считавшаяся весьма перспективной, опустилась в списке крупнейших поставщиков смартфонов с первого места на четвертое в январе, когда ее топ-менеджер американец Хьюго Барра решил вернуться в США.

Зарабатывают больше всех

Несмотря на слабые продажи в некоторых азиатских регионах, Apple не теряет позиций по выручке. По данным Strategy Analytics, доля Apple в мировых доходах от продажи смартфонов составляет 91%, доля Huawei – 2,4%, у Oppo и Vivo – по 2,2%.

По мнению аналитика из Counterpoint Research Джеймса Яня, одним из факторов, затруднивших продвижение продукции Apple, стало отсутствие существенных внешних различий между iPhone 6S и iPhone 7. Китайские покупатели, в среднем менее состоятельные, чем европейцы, не слишком охотно покупают дорогой новый телефон, который можно перепутать со старым. «Ведь у китайских потребителей есть богатый выбор», – говорит Янь.

Среди китайских изготовителей смартфонов по меньшей мере четыре компании опережают Apple по числу продаж на местном рынке. Это Oppo, Vivo, Huawei и Xiaomi. Oppo и Vivo выбились в лидеры, используя стратегию Samsung Electronics, – они повсюду размещают рекламу с изображениями знаменитостей. По данным IDC, рыночная доля Oppo в Китае в III квартале составляла 17,5%, доля Vivo – 16,7%. Показательно мнение Чжан Дона, 34-летнего жителя города Цзинаня, купившего в прошлом году телефон Vivo: «Телефоны Apple слишком дороги, и если бы я не купил Vivo, то, наверное, остановил бы свой выбор на Huawei». Между тем в Китае Apple ориентируется именно на таких покупателей, как Чжан: это жители городов субпровинциального значения, привыкшие пользоваться отечественной продукцией. По словам Кука, половина продаж iPhone в КНР приходится на клиентов, либо покупающих смартфон впервые, либо решивших сменить бренд.

Аналитики из Strategy Analytics отмечают, что доля Huawei на мировом рынке смартфонов в IV квартале впервые достигла 10%. Сильным конкурентом остается и Xiaomi, три года назад оцененная инвесторами в $46 млрд и ставшая самым дорогим стартапом в мире. Эта компания потрясла китайский рынок, предложив конкурирующее с iPhone устройство по вдвое меньшей цене. Для продвижения своих продуктов Xiaomi использовала социальные сети и фан-клубы. Сейчас такая политика стала менее эффективной и вперед вырвались компании, использующие традиционные методы продаж и ориентирующиеся на наиболее массовые категории потребителей. В частности, Oppo построила по всей стране сеть магазинов, где клиенты могут «поиграть» с телефоном перед покупкой. «Онлайновые каналы достигли предела своей эффективности, – считает аналитик из Canalys Николь Пен. – Xiaomi следовало бы в этом году заняться развитием каналов продаж в Китае, а не международной экспансией».

Несмотря на все это, китайские потребители и инвесторы с оптимизмом оценивают перспективы новой модели Apple, iPhone 8, выпуск которой ожидается в 2017 г.

Перевел Александр Силонов