Продажи Apple выросли за год во всех регионах мира, кроме континентального Китая, Гонконга и Тайваня
В этих странах американская компания ощущает давление конкурентов особенно сильноНа встрече с инвесторами генеральный директор Apple Тим Кук признал, что в Китае производитель iPhone столкнулся с трудностями – уже четвертый квартал подряд эта страна оказывается для него регионом с наихудшими показателями.
За три месяца – с октября по декабрь – продажи Apple в КНР сократились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 12% (год назад был зафиксирован рост на 14%). В результате, несмотря на увеличение продаж в Западном полушарии на 9%, общемировой показатель для Apple составил всего 3%. Отчасти показатели по Китаю обусловлены влиянием валютных курсов: по словам Кука, без учета этого фактора спад продаж в Китае составил бы 6%.
В течение нескольких лет бум на китайском рынке смартфонов – крупнейшем в мире – обеспечивал уверенный рост бизнеса Apple, но в последнее время местные компании вроде Oppo и Huawei Technologies изменили ситуацию, предлагая устройства, сопоставимые по функциям с iPhone, но стоящие существенно дешевле. Конкуренция здесь невероятно остра; к примеру, компания Xiaomi, в какой-то момент ставшая лидером местного рынка и считавшаяся весьма перспективной, опустилась в списке крупнейших поставщиков смартфонов с первого места на четвертое в январе, когда ее топ-менеджер американец Хьюго Барра решил вернуться в США.
Зарабатывают больше всех
Несмотря на слабые продажи в некоторых азиатских регионах, Apple не теряет позиций по выручке. По данным Strategy Analytics, доля Apple в мировых доходах от продажи смартфонов составляет 91%, доля Huawei – 2,4%, у Oppo и Vivo – по 2,2%.
По мнению аналитика из Counterpoint Research Джеймса Яня, одним из факторов, затруднивших продвижение продукции Apple, стало отсутствие существенных внешних различий между iPhone 6S и iPhone 7. Китайские покупатели, в среднем менее состоятельные, чем европейцы, не слишком охотно покупают дорогой новый телефон, который можно перепутать со старым. «Ведь у китайских потребителей есть богатый выбор», – говорит Янь.
Среди китайских изготовителей смартфонов по меньшей мере четыре компании опережают Apple по числу продаж на местном рынке. Это Oppo, Vivo, Huawei и Xiaomi. Oppo и Vivo выбились в лидеры, используя стратегию Samsung Electronics, – они повсюду размещают рекламу с изображениями знаменитостей. По данным IDC, рыночная доля Oppo в Китае в III квартале составляла 17,5%, доля Vivo – 16,7%. Показательно мнение Чжан Дона, 34-летнего жителя города Цзинаня, купившего в прошлом году телефон Vivo: «Телефоны Apple слишком дороги, и если бы я не купил Vivo, то, наверное, остановил бы свой выбор на Huawei». Между тем в Китае Apple ориентируется именно на таких покупателей, как Чжан: это жители городов субпровинциального значения, привыкшие пользоваться отечественной продукцией. По словам Кука, половина продаж iPhone в КНР приходится на клиентов, либо покупающих смартфон впервые, либо решивших сменить бренд.
Аналитики из Strategy Analytics отмечают, что доля Huawei на мировом рынке смартфонов в IV квартале впервые достигла 10%. Сильным конкурентом остается и Xiaomi, три года назад оцененная инвесторами в $46 млрд и ставшая самым дорогим стартапом в мире. Эта компания потрясла китайский рынок, предложив конкурирующее с iPhone устройство по вдвое меньшей цене. Для продвижения своих продуктов Xiaomi использовала социальные сети и фан-клубы. Сейчас такая политика стала менее эффективной и вперед вырвались компании, использующие традиционные методы продаж и ориентирующиеся на наиболее массовые категории потребителей. В частности, Oppo построила по всей стране сеть магазинов, где клиенты могут «поиграть» с телефоном перед покупкой. «Онлайновые каналы достигли предела своей эффективности, – считает аналитик из Canalys Николь Пен. – Xiaomi следовало бы в этом году заняться развитием каналов продаж в Китае, а не международной экспансией».
Несмотря на все это, китайские потребители и инвесторы с оптимизмом оценивают перспективы новой модели Apple, iPhone 8, выпуск которой ожидается в 2017 г.
Перевел Александр Силонов