Блокировка Rutracker.org снизила его рекламные доходы и аудиторию

Но скачивать меньше пиратского контента пользователи не стали
Аудитория Rutracker.org за время блокировки упала почти вдвое (данные Liveinternet)
Аудитория Rutracker.org за время блокировки упала почти вдвое (данные Liveinternet) / Е. Разумный / Ведомости

Популярность торрент-трекеров падает, пользователи все чаще предпочитают смотреть видео онлайн, говорит директор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин. По данным «Мегафона», торрент-трафик в 2016 г. упал на 20%: это связано как с блокировкой ряда торрент-трекеров, так и с развитием легальных онлайн-сервисов, трафик которых стабильно растет. Видеотрафик в рунете вырос в прошлом году на 30%, сказала представитель «Мегафона» Юлия Дорохина. Пользователей легальных сервисов становится больше, отмечает Бырдин, но не за счет перехода с пиратских сайтов на легальные, а прежде всего благодаря Smart ТV и мобильным приложениям, где распространять пиратское видео сложнее.

На этой неделе исполняется год с момента «вечной» блокировки популярного торрент-трекера Rutracker.org. 25 января 2016 г. Роскомнадзор внес его адрес в реестр запрещенных сайтов, а 26 января операторы начали закрывать доступ российских пользователей к этому ресурсу. Сайт был заблокирован по решению Мосгорсуда: суд дважды признал его нарушителем авторских прав на книги издательства «Эксмо». Добиваться блокировки пиратских сайтов правообладателям разрешает закон, действующий с мая 2015 г.

Аудитория Rutracker.org за время блокировки упала почти вдвое (данные Liveinternet): в декабре 2015 г. она составляла 1,04 млн пользователей, в декабре 2016 г. – 0,58 млн. Сократилось и число просмотров страниц сайта: с 11,4 млн до 6,56 млн.

Количество посетителей форума не совсем точно отражает активность файлообмена, которая выражается в количестве скачиваний торрент-файлов и так называемой живучести раздач, говорит представитель Rutracker.org. По данным Rutracker.org, активность файлообмена (битторрент-трафика) за время блокировки снизилась всего на 5%. Не изменилось за год и количество загружаемых торрентов, утверждает представитель Rutracker.org: если до блокировки пользователи скачивали более 1 млн торрентов в день, то сейчас – 1,1–1,5 млн.

«Блокировка повлияла только на посещаемость форума: если на обычном компьютере настроить обход блокировки можно буквально в два клика, то с мобильного устройства это не так просто. Поэтому отвалилась мобильная часть аудитории, которая в файлообмене участвовала незначительно», – говорит представитель трекера. По его словам, блокировка Rutracker.org сыграла на руку тем, кто клонирует трекеры (база Rutracker.org с 1,7 млн раздач находится в открытом доступе): «Та часть нашей аудитории, которую отсек Роскомнадзор блокировкой, размылась по множеству клонов, до которых у Роскомнадзора не дошли руки. Эти сайты компенсировали падение посещаемости, которое мы заметили у нас». Он считает, что уровень пиратства в рунете благодаря блокировкам мог даже вырасти, так как владельцы видеоресурсов и трекеров перестали сотрудничать с правообладателями и добровольно убирать их контент по запросу.

С момента «вечной» блокировки аудитория Rutracker.org упала вдвое, говорит представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский. Наложились два эффекта – органического падения трафика торрент-трекера и непосредственно блокировки. Сам формат торрентов теряет популярность, и аудитория Rutracker.org начала падать за год до блокировки ресурса. Очевидно, что трекер потерял не только аудиторию, но и рекламные доходы: из шести баннеров на сайте осталось два, знает Ампелонский. Рекламные доходы Rutracker.org снизились, признает представитель трекера, добавляя, что сайт проживет и без рекламы, так как не является коммерческим.

«Принятых антипиратских мер недостаточно, но мы ожидаем принятия поправок по закрытию «зеркал» пиратских сайтов и блокировке пиратских ссылок в поисковиках, тогда через полгода-год можно будет говорить о серьезных изменениях», – считает основатель «Кинокомпании СТВ» Сергей Сельянов. Но позитивный результат у антипиратской кампании уже есть – это изменение общественного мнения. Многим стало стыдно пользоваться пиратскими сайтами, растет число тех, кто предпочитает легальные ресурсы, резюмирует Сельянов.