Google использует поиск для продвижения своих продуктов и сервисов
Это конфликт интересов с компаниями, которые размещают рекламу через GoogleGoogle управляет крупнейшим в мире рекламным бизнесом, размещая коммерческие объявления выше выдачи результатов поиска пользователей. При этом компания сама – один из крупнейших покупателей такой рекламы, она использует объявления в поиске для продвижения своих сервисов и техники. Как следует из анализа, проведенного компанией SEMrush, реклама продуктов Google появляется в 91% из 25 000 результатов поисковой выдачи по связанным с такой техникой словам и в 43% случаев такая реклама занимает две главные позиции в коммерческом блоке.
SEMrush провела поиск 1 декабря на настольном компьютере. Так, результаты выдачи в Google по слову «телефоны» практически всегда начинаются с рекламы телефонов этой компании под маркой Pixel. При поиске по слову «ноутбуки» пользователь Google всегда увидит рекламу Chromebook, по слову «часы» в 98% случаев ему покажут прежде всего объявление с умными часами под Android.
Представитель Google заявил, что поисковик очень аккуратно проводит маркетинговые кампании, чтобы они не влияли на других рекламодателей. Но фактически проведенный анализ демонстрирует явное наличие конфликта интересов в индустрии интернет-рекламы, оборот которой превышает $187 млрд. Главные продавцы такой рекламы, включая Google, Facebook и Microsoft, конкурируют с собственными клиентами за рекламное место.
После того как The Wall Street Journal в середине декабря отправила результаты этого анализа в Google вместе с вопросами, большинство такой рекламы исчезло. Представитель Google отказался объяснить такую разницу в результатах анализов.
Практика Google продвигать свои продукты и сервисы через поиск уже вызывала претензии регуляторов. Комиссия Евросоюза обвиняет Google в том, что компания в поиске отдает предпочтение своим сервисам, сама компания это отрицает.
Телеканалы и газеты также используют собственные площади для продвижения своих продуктов, но чаще всего для этого используется место или время, не выкупленное другими рекламодателями, и за такую рекламу платится фиксированная цена. Но интернет-компании чаще всего продают рекламу на аукционах, так что потенциально их собственные размещения влияют на цену для других рекламодателей.
Представитель Google, впрочем, настаивает, что при размещении рекламы ставки самой компании в аукционе не учитываются и, таким образом, не влияют на ставки других рекламодателей. Реклама от Google так часто появляется на топовых позициях исключительно потому, что корпорация готова платить большие деньги за такие объявления, указывает он.
Но специалисты по интернет-рекламе отмечают, что реклама самой Google все равно влияет на размещения других рекламодателей – топовые места по популярным запросам ограничены и активное продвижение Google заставляет других рекламодателей жестче конкурировать между собой за оставшиеся позиции и, соответственно, платить больше.
Перевела Ксения Болецкая