У «Яндекс.Музыки» 250 000 платных подписчиков

Вся аудитория сервиса превышает 20 млн пользователей, т. е. платит чуть больше 1%
«Яндекс.Музыка» остается для поисковика прежде всего имиджевым проектом
«Яндекс.Музыка» остается для поисковика прежде всего имиджевым проектом / Евгений Разумный / Ведомости

По итогам 2016 г. число платных подписчиков сервиса «Яндекс.Музыка» и музыкальных приложений на его основе превысило 250 000 человек, рассказал «Ведомостям» руководитель сервиса Андрей Гевак. За год это число утроилось, уточнил он. Речь идет в том числе о приложениях операторов связи, работающих на базе «Яндекс.Музыки», – такие партнерские проекты у поисковика есть с МТС, «Киевстаром» и Vodafone, уточнил он. Цифра также включает тех людей, которые только оформили подписку и привязали к сервису кредитную карту – первый месяц они пользуются «Яндекс.Музыкой» бесплатно.

Большая часть подписчиков пользуется веб-версией «Яндекс.Музыки», она бесплатна в отличие от мобильных приложений сервиса. Всего хотя бы раз в месяц сервисом пользуется около 20 млн человек, сообщил Гевак. Получается, платит за музыку чуть более 1% аудитории сервиса.

Как распределяются платные подписчики между самим сервисом «Яндекса» и партнерскими приложениями, а также между Россией и другими странами, Гевак не раскрыл. Источник в крупной звукозаписывающей компании говорит, что именно в России у «Яндекс.Музыки» около 100 000 подписчиков. Представитель «Яндекса» настаивает, что это число «больше 100 000».

«Яндекс.Музыка» была запущена в 2010 г. как веб-сервис. Компания всегда позиционировала его как способ повышения лояльности пользователей всех сервисов «Яндекса», а не как отдельный бизнес-проект. Других сервисов с платной подпиской у «Яндекса» нет, подавляющую часть выручки компания зарабатывает на размещении интернет-рекламы.

За использование контента в «Яндекс.Музыке» компания платит правообладателям ежегодные минимальные гарантийные платежи, а также отчисляет средства за каждое прослушивание музыкального трека. Ранее основатель «Яндекса» Аркадий Волож говорил, что это обходится компании в несколько миллионов долларов в год.

Капля в море

По данным Международной федерации звукозаписывающей индустрии (IFPI), в 2015 г. весь российский рынок цифровой музыки составил $23,5 млн. Мировой рынок цифровой музыки при этом превысил $14,9 млрд, почти $3 млрд из которых заработали стриминговые сервисы. Итоги 2016 г. будут опубликованы лишь в апреле, сказал «Ведомостям» представитель IFPI.

В 2012 г. «Яндекс» запустил платное мобильное приложение для iPhone, а год спустя – и для Android. Источники в компании рассказывали тогда, что поисковик хотел сделать бесплатным и мобильный сервис, но против этого выступили правообладатели.

Подсчитать выручку «Яндекс.Музыки» исходя из числа подписчиков сложно, так как стоимость подписки на разных платформах отличается. Так, на сайте самой «Яндекс.Музыки» она стоит 169 руб. в месяц, в Google Play – 199 руб., в App Store – 229 руб. В стоимость подписки через приложения включена комиссия магазинов, объясняет разницу представитель «Яндекса». Источник в крупной звукозаписывающей компании знает, что 90% подписок «Яндекс.Музыки» идет через устройства Apple. На Apple больше платящих, чем на Android, но соотношение иное, возражает представитель «Яндекса».

В отчетности компании выручка «Яндекс.Музыки» отражается вместе с другими экспериментальными сервисами «Яндекса»: «Афиша», «Билеты», YDF и др. За девять месяцев 2016 г. все они принесли компании 548 млн руб., что на 83% больше, чем годом ранее (данные за весь 2016 год компания пока не публиковала). По данным AppAnnie, приложение «Яндекс.Музыки» вошло в топ-5 самых доходных мобильных приложений в России в 2016 г. и заняло четвертое место после приложений «Одноклассников», «Литрес» и Badoo.

«Яндекс.Музыка» входит в топ-3 самых популярных музыкальных сервисов в России по числу подписчиков и занимает второе место, говорит сотрудник западного мейджора. На первом месте Apple Music с 600 000 подписчиков, на третьем – Google Play Music с менее чем 100 000 подписчиков. Всего в России уже около 1 млн платных подписчиков на музыкальные стриминговые сервисы (с учетом сервисов операторов). Если взять среднюю стоимость подписки в 170 руб. в месяц, то все игроки зарабатывают 170 млн руб. в месяц – или 2,4 млрд руб. в год ($34 млн по курсу ЦБ на четверг, 19 января), добавляет собеседник «Ведомостей». Это хороший показатель и, главное, он растет, радуется он: пользователи распробовали легальные сервисы.