Lenovo недооценила сложности объединения с Motorola
Успешное поглощение компьютерного бизнеса IBM вскружило голову ее руководствуВ октябре 2014 г., когда Lenovo Group покупала проблемный бизнес Motorola Mobility, гендиректор китайской компании Ян Юаньцин обещал восстановить пострадавший бренд Motorola и вернуть ему мировое лидерство на рынке сотовых телефонов. За два года, прошедших после покупки, Lenovo сократила не менее 2000 рабочих мест в США, а телефонный бизнес Motorola, занимавший в 2014 г. третью строку в списке ведущих производителей смартфонов, опустился на 8-е место. В мае Lenovo впервые с 2009 г. зафиксировала годовой убыток.
По словам Яна, неблагоприятная динамика отчасти объясняется большими расходами на реструктуризацию после слияния с Motorola Mobility. «Мы недооценили различия в корпоративной культуре и моделях бизнеса», – признал глава Lenovo в недавнем интервью.
Проблемы Lenovo показывают, какие риски могут ждать китайских производителей, ориентирующихся на зарубежный рынок. По оценкам Dealogic, в 2016 г. общая сумма, потраченная китайскими компаниями на поглощение зарубежных активов, составила $226,4 млрд. Регуляторы в США, Австралии, Германии и других развитых странах начали более придирчиво проверять китайских претендентов на крупные покупки. Они опасаются, что такие сделки окажут недостаточное влияние на динамику рабочих мест и создадут угрозы национальной безопасности. Впрочем, китайские власти тоже проявляют озабоченность по поводу транснациональных сделок, боясь утечки капитала из страны.
Опрос десятков нынешних и бывших сотрудников Lenovo и Motorola показал, что трудности с интеграцией поглощенного бизнеса – лишь одна из неприятностей, с которыми сталкиваются китайские IT-гиганты. Многие из опрошенных полагают, что успешное приобретение компьютерного бизнеса IBM вскружило голову руководству Lenovo и за этим последовали стратегические ошибки. Важно, что у Lenovo нет четкого видения путей к успеху на основных рынках сбыта. Ян стремился увеличивать продажи устройств Motorola в Китае, где уже доминировали смартфоны самой Lenovo, и рынок быстро насытился. В результате продажи продуктов Motorola оказались плачевно низкими. В США Lenovo поначалу тратила значительные средства на рекламу бренда Motorola, но затем резко сократила затраты как на рекламу, так и на развитие продуктовой линейки. После этого Motorola стала быстро уступать рыночную долю конкурентам и отстала не только от Apple и Samsung, но даже от ZTE, китайского поставщика недорогих устройств.
По словам Яна, проблемы, стоящие перед Lenovo, не похожи на проблемы других китайских компаний, покупающих активы за границей. «Мы уже с успехом преобразовали Lenovo в транснациональную компанию, – говорит Ян. – [В случае с Motorola] проблема была в том, что мы слишком плохо друг друга знали». Но сейчас, как утверждает Ян, смартфонный бизнес Lenovo может начать успешно расти. В 2016 г. компания на 30% увеличила расходы на продвижение бренда Motorola в разных странах, причем основной рост пришелся на второе полугодие. Новейшая флагманская модель Moto Z, по словам руководителя, пользуется очень высоким спросом.
Когда Lenovo покупала теряющий прибыльность компьютерный бизнес IBM в 2005 г., многие эксперты говорили, что китайская компания слишком мала и неопытна, чтобы реформировать его. Но Lenovo удалось завоевать прочные позиции на мировых рынках во многом благодаря опоре на клиентскую базу IBM в корпоративном секторе США. Инвесторы высоко оценили способность Lenovo наблюдать и учиться. Ян провел много времени в Северной Каролине, изучая английский и вникая в особенности компьютерного бизнеса IBM. Вскоре Lenovo стала мировым лидером в сегменте ПК, опередив Hewlett-Packard и Dell.
Для Яна бренд Motorola был особенно привлекательным: его первый сотовый телефон, приобретенный в середине 1990-х, был именно этой марки. В 2011 г. Motorola была куплена корпорацией Google за $12,5 млрд. Ян надеялся, что со временем Google согласится продать этот бизнес, и в 2012 г. пригласил главу корпорации Эрика Шмидта на переговоры в Пекин. А в ноябре 2013 г. Шмидт сообщил, что эта тема его по-прежнему интересует. Спустя еще два месяца стороны заключили сделку – Lenovo получила Motorola Mobility, в распоряжении Google осталась большая часть патентов Motorola.
Lenovo, телефоны которой уже доминировали на китайском рынке, решила поддерживать одновременно два бренда смартфонов, свой и Motorola, причем последний продвигался в сегменте более дорогих устройств. В 2015 г. было решено продавать телефоны Motorola только через интернет по примеру стартапа Xiaomi. Но среди молодежи популярность Motorola была невелика, особенно с учетом цен (Moto X стоил $600–700). По оценке IDC, в 2015 г. поставки телефонов Motorola в Китае составили всего около 200 000 (у Xiaomi – 65 млн). Выпуск альтернативной модели Motorola Zuk не улучшил положение.
Перевел Александр Силонов