Китайский IT-гигант Tencent запустил сервис WeChat, конкурирующий с магазином Apple App Store
Это событие компания приурочила к 10-летнему юбилею выхода iPhoneМобильное приложение WeChat по числу пользователей в Китае не имеет себе равных, а с понедельника в его составе можно найти мини-программы, созданные независимыми разработчиками. Теперь в среде WeChat пользователь может заказать такси в системе Didi, купить подарок на JD.com или взять напрокат велосипед на Mobike. Уже сейчас на платформе WeChat доступно более 100 встроенных приложений. В результате этот китайский продукт стал первой крупной технологической платформой, конкурирующей с App Store корпорации Apple. Как известно, Apple жестко контролирует состав программ, пригодных для установки на устройствах с операционной системой iOS.
Tencent заявляет, что время появления новой функции WeChat выбрано с целью отдать дань уважения Apple и Стиву Джобсу, но фактически инициатива китайской компании больше похожа на вызов создателям iPhone, сохраняющим лидерство на рынке приложений для смартфонов. Мини-программы WeChat не первая угроза доминированию Apple в Китае. За год, прошедший с сентября 2015 г., прибыли Apple в этой стране сократились примерно на 20%, а несколько дней назад Apple под давлением китайских властей согласилась исключить из своей коллекции приложение New York Times.
В свою очередь Apple, по словам Пони Ма, генерального директора Tencent, запретила китайскому конкуренту называть его мини-программы приложениями (apps). По сравнению с полноценными мобильными приложениями эти программы могут запускаться практически мгновенно, а их функциональность сильно ограничена. Мэттью Бреннан, эксперт из консалтинговой компании ChinaChannel, отмечает также, что Apple взимает с разработчиков по 30% от стоимости каждой покупки на App Store, тогда как WeChat не получает никаких комиссионных от транзакций на своей платформе. Кроме того, мини-программы с WeChat совместимы не только с iOS, но и с Android.
«Платформы для распространения приложений создавались и раньше, в частности, Google и Baidu пытались использовать для этого свои поисковые системы, но популярности они не получили», – говорит Сэнди Шень, аналитик из Gartner. Для владельцев таких платформ и для независимых разработчиков подобная схема продвижения приложений привлекательна, поскольку позволяет управлять действиями покупателей, платежами и пользовательскими данными через единое родительское приложение.
Наличие у WeChat огромной пользовательской аудитории повышает вероятность успеха этой платформы в распространении программ. По оценкам исследователей из QuestMobile, на WeChat приходится около 35% всего времени, проводимого китайскими пользователями за экранами смартфонов.
Перевел Александр Силонов