Доля российского кино в прокате наконец выросла

Но достичь запланированных Минкультуры 20% она пока не смогла
Из фильмов 2016 г. лишь «Экипаж» оправдал надежды чиновников
Из фильмов 2016 г. лишь «Экипаж» оправдал надежды чиновников / Kinopoisk.ru

2016 г. доля аудитории российского кино выросла с 17,9 до 18,4%, рассказал представитель Фонда кино. Это выше и результата 2014 г., когда на отечественные фильмы было продано 18% билетов.

Кассовые сборы российского кино за год выросли на 19,4% – 8,6 млрд руб. по сравнению с 7,2 млрд в 2015 г., говорит представитель фонда, но общие сборы и долю российских фильмов в прокате не называет. В 2015 и 2014 гг. она составляла 16,6 и 17% соответственно.

По предварительным подсчетам «Бюллетеня кинопрокатчика», проанализировавшего данные дистрибуторов фильмов и информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах Rentrak, в прошлом году российские зрители потратили на покупку 195 млн билетов 49 млрд руб. Средняя цена билета упала на рубль до 252 руб. В прошлом году российские фильмы, по данным издания, собрали 9,25 млрд руб. от 38 млн зрителей в России и странах СНГ (за исключением Украины). В России это, по подсчетам «Бюллетеня», соответствует 18,3% зрителей и 17,8% денег.

Для чиновников доля российского кино – очень чувствительный вопрос. На протяжении долгих лет российским фильмам не удается конкурировать с иностранными блокбастерами. В 2008 г. доля российского кино в отечественном прокате составляла 25,7% (по числу зрителей), а спустя четыре года была уже вдвое меньше. В 2013 г. доля резко выросла – до 18,2% и с тех пор оставалась на уровне 18% (данные Фонда кино).

Пятерка миллиардеров

Больше 1 млрд руб. в прокате сумели собрать всего всего пять российских фильмов: «Экипаж», «Сталинград», «Ирония судьбы. Продолжение», «Елки-3» и «Вий». «Экипаж» (2016 г.) преодолел миллиардную отметку за две недели, «Сталинград» (2013 г.) – за 12 дней.

Государство ежегодно выделяет миллиарды рублей на поддержку и производство российских фильмов. Как правило, часть средств предоставляется на условиях возврата 100% полученной суммы в бюджет. Но в 2016 г. в честь проводимого в России года кино чиновники сделали исключение и выделили кинокомпаниям на безвозмездных условиях около 5 млрд руб. Они рассчитывали, что доля российского кино по числу проданных билетов в 2016 г. превысит 20%. Об этом в Совете Федерации говорил в конце прошлого года замминистра культуры Сергей Обрывалин (цитата по RNS).

Шансы у российских фильмов улучшить показатели в прокате действительно были, сказала старший аналитик «Невафильм Research» Ксения Леонтьева. В прошлом году в прокат вышли знаковые фильмы, такие как «Экипаж», «Дуэлянт», «Ледокол» и «28 панфиловцев», ожидания по сборам которых были очень высокими, говорит она. Впрочем, попасть в десятку самых кассовых фильмов года удалось только «Экипажу», который собрал почти 1,5 млрд руб., напоминает она. «Невафильм Research» пока не проводила подсчеты сборов за прошлый год, говорит Леонтьева, но не исключает, что доля русского кино могла и снизиться в 2016 г. Аналогичный результат она ждет и по доле аудитории российского кино.

Повысить долю российского кино могут фильмы-события, которых в прошлом году было не очень много, сказал «Ведомостям» руководитель отдела аналитики «Бюллетеня кинопрокатчика» Андрей Белый. Рубеж по сборам в 500 млн руб. смогли превысить только фильм «Экипаж» и «Иван Царевич и Серый Волк – 3», последний собрал 750 млн руб.

Сборы фильма «Викинг» также превысили 1 млрд руб., но эти показатели уже не учитываются в этом году, так как основной показ фильма пришелся на 2017 г., говорит он. Впрочем, и это рекорд, так как фильму удалось собрать кассу за рекордно короткое время – за девять дней. Если бы не показатели «Экипажа», доля российского кино могла бы снизиться, говорит он.

Запрос в Министерство культуры остался без ответа.