Новые бренды смартфонов завоевывают российский рынок
Ими пользуется уже более трети российских абонентовВ октябре 2016 г. на локальные бренды (так называемые новые, или B-бренды), каждый из которых занимает небольшую долю российского рынка смартфонов, в общей сложности пришлось 18,6% продаж этих устройств в России. Это следует из материалов компании – партнера нескольких производителей оборудования. В отчете эти бренды относятся к категории «другие». Эта категория – самая быстрорастущая на российском рынке: годом ранее на нее приходилось только 12,7% рынка. Ни один из отдельно взятых крупных производителей, в частности, известных международных брендов (так называемых A-брендов), не смог так расширить свою долю, следует из материалов.
Данные о росте доли брендов второго эшелона на 5,9 п. п. год к году до 18,6% подтверждаются материалами другой компании – партнера нескольких производителей. Из них 1,8% рынка приходится на смартфоны Tele2, столько же – на Meizu и Dexp, следует из них.
Данные по росту доли «других» брендов в октябре 2016 г. в сравнении с октябрем 2015 г. совпадают с данными МТС, говорит ее представитель Дмитрий Солодовников. К категории «других» производителей отнесены как уже существовавшие на рынке в 2015 г. В-бренды Dexp и Senseit, так и появившиеся в 2016 г. новые В-бренды: Xiaomi, Meizu, BQ-Mobile и другие более мелкие бренды, рассказывает он.
Смартфонами B-брендов пользуется 37% российских абонентов, следует из опроса, проведенного Deloitte летом 2016 г. По его данным, в 2015 г. смартфоны локальных брендов были у 28% респондентов, в 2014 г. – у 24%. Самыми популярными B-брендами 2016 г. Deloitte называет Lenovo (ими пользовалось 6% опрошенных), Fly (5%) и Alcatel (4%). К A-брендам Deloitte относит Samsung, Apple, Nokia, HTC, LG и Sony. По данным Deloitte, смартфоны Samsung летом 2016 г. были у 24% пользователей, Nokia – у 15%, Apple – у 10%.
В 2016 г. в Россию вышли новые компании, из них самые заметные – Meizu и Xiaomi, рассказывает представитель «Связного» Сергей Тихонов. Есть производители, которые расширили свое присутствие в России или сохранили прошлогодние позиции, в частности, за год увеличились продажи таких брендов, как Jinga, Senseit, Ginzzu и др., говорит он. По его словам, новые бренды влияют на продажи известных в России компаний. Например, покупатели охотно берут смартфоны Xiaomi вместо различных моделей флагманов от А-брендов. Бюджетные же устройства Senseit для многих становятся первым смартфоном, утверждает Тихонов.
Смартфоны Meizu и Xiaomi появились в продаже только в первом полугодии 2016 г., их доля на рынке в штуках тогда составила 0,4 и 0,1%, рассказывала ранее представитель «Евросети» Ульяна Смольская. Представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева говорила, что количество пользователей смартфонов Xiaomi в сети оператора с сентября 2015 г. по сентябрь 2016 г. выросло в 9 раз – с десятков тысяч до сотен тысяч устройств по всей России. Собеседник «Ведомостей» в одном из ритейлеров отмечал осенью 2016 г., что доля Xiaomi в продажах на российском рынке смартфонов по итогам сентября 2016 г. составила примерно 1% как в штуках, так и в рублях, что для нового, по сути, неизвестного широкому кругу покупателей бренда является отличным результатом.
Рост доли «других» производителей вызван как появлением новых В-брендов, так и сокращением доли одних из них под давлением других, отмечает Солодовников.
В сегмент «другие» попадают локальные бренды с ограниченным присутствием на российском рынке – доля этого сегмента довольно изменчива, рассказывает представитель «М.видео» Валерия Андреева. Ряд брендов со временем приобретают популярность среди российских покупателей и выходят из категории «другие» – как, например, Huawei или Meizu. По ее оценке, за 10 месяцев 2016 г. доля «других» брендов практически не изменилась как в денежном, так и в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Росту спроса на B-бренды в России способствует то, что китайские производители в отличие от многих A-брендов смогли удержать цены на свои смартфоны, – они заняли нишу относительно недорогих и качественных устройств, отмечает директор по продажам ZTE в России и СНГ Евгений Ладыгин.
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин считает, что рост доли производителей, до последнего времени мало известных в России, связан с ценовой войной, развернувшейся на рынке российского сотового ритейла в 2015–2016 гг. Эта война сопровождалась разрывом отношений с Samsung крупных ритейлеров: «Связного», «Евросети» и ее акционеров – «Вымпелкома» и «Мегафона» («Вымпелком» возобновил продажи в августе 2016 г.). «Евросеть» и «Связной» лишились доступа к Samsung и вынуждены были искать замену его смартфонам.