Минкомсвязи обнародовало законопроект о регулировании рунета

Он должен помочь сделать отечественный сегмент более устойчивым и более российским
Законопроект является рамочным и практически не содержит деталей регулирования элементов критической инфраструктуры
Законопроект является рамочным и практически не содержит деталей регулирования элементов критической инфраструктуры / М. Стулов / Ведомости

Минкомсязи завершило работу над законопроектом о регулировании российского сегмента интернета, текст документа был опубликован на портале правовой информации Regulation.gov.ru. Это проект поправок в закон «О связи», описывающий основные элементы критической инфраструктуры рунета и особенности их регулирования. Законопроект выполняет поручения президента Владимира Путина по итогам заседания Совета безопасности двухлетней давности, говорит человек, близкий к авторам документа. Тогда совет изучил итоги учений по устойчивости рунета, и президент поручил принять меры, которые бы обеспечили бы эту устойчивость в случае отключения российского сегмента интернета от внешнего мира.

После обсуждения законопроект будет внесен в правительство, говорит собеседник «Ведомостей» в министерстве. Он надеется, что документ попадет в Госдуму и будет принят уже до конца этого года. Закон начнет действовать через 180 дней после принятия, говорится в документе.

Собеседник «Ведомостей» в министерстве говорит, что основная цель проекта – внести в законодательство базовые термины, касающиеся работы интернета: ведь нынешний закон «О связи» ориентирован в основном на телефонную связь. В итоге в проекте появилось описание элементов критической инфраструктуры, попадающих, по мнению министерства, под юрисдикцию России.

Под такими элементами понимаются автономные системы, IP-адреса, национальный сегмент интернета и его инфраструктура, точки обмена трафиком, владельцы таких точек, реестр доменных имен .ru и .рф, а также администратор национальных доменных зон. Также проект предусматривает создание государственной информационной системы (ГИС) обеспечения целостности, устойчивости и безопасности работы рунета.

Законопроект является рамочным и практически не содержит деталей регулирования элементов критической инфраструктуры: все это будет прописано на уровне подзаконных актов правительства.

По словам близкого к авторам проекта человека, это было сделано намеренно: «если мы поймем, что документ поддержан отраслью, то продолжим работу на уровне подзаконных актов, причем с участием ключевых игроков рынка». В документе также говорится, что особенности регулирования элементов критической инфраструктуры устанавливаются Минкомсвязи по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности. А правительство определит порядок управления национальными доменами и точками обмена трафиком.

Цель создания государственной информационной системы – понять маршруты интернет-трафика в рунете, говорит собеседник «Ведомостей». Он не скрывает, что одна из задач – сделать так, чтобы трафик был более локальным, то есть ходил внутри страны, а не через международные каналы связи. Но жестко регулировать маршруты трафика цели нет, утверждает он: операторы могут учитывать данные по трафику из ГИС, но не обязаны выстраивать его маршруты только внутри страны.

Точки обмена трафиком, по проекту, должны принадлежать только российским компаниям. Фактически они уже контролируются российскими структурами, в том числе с участием государства – в частности, Ростелеком владеет крупнейшей в России точкой обмена трафика MSK-IX, говорит собеседник «Ведомостей».

Кроме того, законопроект регулирует систему распределения национальных доменных имен. Из текста следует, что администратор национальной доменной зоны должен быть российским юрлицом, причем учрежденным госорганом исполнительной власти в области связи (то есть самим Минкомсвязи). Сейчас национальными доменами управляет Координационный центр национального домена сети интернет (КЦ). Ранее источники «Ведомостей» в органах власти и операторах связи говорили, что государство хочет полностью забрать управление доменами под себя: обсуждалась возможность передачи этой функции государственному Ростелекому или Россвязи.

Из законопроекта не следует, что Минкомсвязи должно быть единственным учредителем КЦ. Сейчас среди учредителей центра, кроме министерства, еще пять организаций – «Ассоциация документальной электросвязи», некоммерческий «Союз операторов интернет», региональная организация «Центр интернет-технологий», Российский НИИ развития общественных сетей и Институт развития интернета (ИРИ). Человек, близкий к авторам проекта, заверяет, что законопроект фиксирует текущее положение дел и изменений в составе учредителей КЦ не планируется. Государство, по его словам, имеет достаточные полномочия, присутствуя в совете КЦ и имея право вето на все его решения.

Ростелеком принимал участие в разработке этого законопроекта, говорит его представитель Андрей Поляков. Тем не менее у оператора есть вопросы к итоговому тексту документа: в нем много отсылочных норм и новых понятий, при этом часть формулировок требует уточнения. Оператор направит свои предложения авторам проекта и надеется, что они будут рассмотрены, добавляет Поляков.

Представители «Вымпелкома», МТС, «Мегафона» и КЦ отказались от комментариев.