Еврокомиссия заставит Youtube платить больше денег правообладателям
По новому закону о копирайте агрегаторы будут больше отчислять авторам и журналистамЕврокомиссия планирует реформировать европейское законодательство об авторских правах, заявил сегодня президент комиссии Жан-Клод Юнкер. В частности, реформа копирайта будет направлена на то, чтобы авторы, исполнители, журналисты могли больше зарабатывать на своих произведениях, в том числе в интернете. «Я бы хотел, чтобы журналисты, издатели и авторы могли достойно зарабатывать, независимо от того, где они работают – в студиях, гостиных, в онлайне или в офлайне», - цитируются слова Юнкера в сообщении, опубликованном на сайте Еврокомиссии.
Сформированные Еврокомиссией предложения будут рассматриваться 16 сентября в Братиславе на неформальной встрече глав 27 государств Европы. Кроме авторских прав, предложения комиссии касаются вопросов развития интернета в странах Евросоюза, безопасности, занятости населения, миграции и др.
Разумеется, в законопроекте о копирайте не содержится прямого требования к интернет-компаниям больше платить правообладателям. Но их обяжут по крайней мере сообщать авторам, продюсерам и издателям о том, какую прибыль приносят их произведения, уточняет BBC. Кроме того, законопроект присвоит новостным СМИ статус правообладателя. Это означает, что издатели получат эксклюзивные права на свои тексты – такие же права есть, например, у музыкальных студий и кинокомпаний. Это значит, что Google, Facebook и другим агрегаторам новостей придется подписать соглашения с каждым СМИ, выдержки из статей которого они хотят использовать.
У крупных интернет-компаний сложные взаимоотношения с правообладателями и СМИ. Тот же Youtube, принадлежащий Google, неоднократно был обвинен в том, что мало отчисляет авторам произведений. Так, недавно Международная федерация звукозаписывающей индустрии (IFPI) в своем исследовании указала на огромную разницу в выплате авторских отчислений между Youtube и музыкальными сервисами Spotify и Apple Music, которые заплатили лейблам около $2 млрд в 2015 г. Тогда как от сервисов, позволяющих загружать музыку, из которых Youtube – самый крупный, музыкальная индустрия получила в прошлом году всего $634 млн. У Youtube заканчиваются контракты с ведущими музыкальными мейджорами – Universal Music Group, Sony Music и Warner Music, и как раз сейчас они ведут переговоры о пересмотре условий работы с крупнейшим видеохостингом.
Ранее более тысячи исполнителей, в том числе Леди Гага и группа Coldplay, призвали Еврокомиссию обратить внимание на проблему с отчислениями от использования музыки в сети, сообщает BBC.
Европейские издатели СМИ тоже недовольны тем, как интернет-компании, в частности Google, используют их статьи в своих новостных агрегаторах. Google же объясняет, что обеспечивает сайтам СМИ десятки миллиардов переходов в месяц, но не зарабатывает на этом – не размещает рекламу внутри новостного сервиса. По оценке Google, за счет таких переходов в 2014 г. СМИ заработали на рекламе около $10 млрд. Издатели с этим не согласны. Так, британская OC&C Strategy Consultants подсчитала недавно, что новостные агрегаторы и социальные сети за 10 последних лет лишили британские СМИ примерно половины доходов. Сейчас местные СМИ теряют из-за новостных агрегаторов и соцсетей 10–15% выручки ежегодно.
До сих пор законодательные ограничения агрегаторов в Европе были не очень эффективными. Так, в 2006 г. один из судов Бельгии стал на сторону нескольких бельгийских газет и решил, что Google не имеет права размещать ссылки на их статьи в разделе Google News без платы или разрешения. Тогда Google исключил их сайты из результатов поиска. Мировое соглашение подписано в 2012 г., и бельгийцы вернулись в Google News. А в 2014 г. испанский парламент принял закон, обязывающий агрегаторов новостей платить издателям СМИ за контент – и Google закрыл новостной сервис в этой стране. Из-за этого в первые несколько месяцев местные СМИ в среднем потеряли 6%, а небольшие новостные сайты – до 14% трафика.
В 2013 г. власти Германии приняли похожий закон. В этой стране Google дал издателям выбор: либо его сервис Google News бесплатно публикует краткие выдержки их текстов, либо исключает ссылки на сайт СМИ. Одним из главных лоббистов этого закона в Германии был издательский дом Axel Springer, который в итоге запретил Google ссылаться на свои тексты. Вскоре СМИ этого издателя обнаружили, что трафик очень сильно упал, и Axel Springer согласился на бесплатное использование своих текстов в Google News.