Европейский союз разработает правила для мессенджеров
Это может стать дополнительным аргументом для принятия аналогичных законов в РоссииПредставитель «Мегафона» Юлия Дорохина замечает, что сейчас пользователи коммуникационных интернет-сервисов никак не защищены с точки зрения законодательства о правах потребителей и тайны связи. Будет логично, чтобы на эти сервисы распространялись требования российского законодательства, считает она. Представители МТС и «Вымпелкома» отказались от комментариев.
Европейский союз ужесточит правила для интернет-сервисов типа WhatsApp и Skype, сообщила газета Financial Times (FT): они должны будут соблюдать требования, касающиеся безопасности и конфиденциальности. Правила, которые европейским властям еще предстоит утвердить, призваны отрегулировать взаимодействие этих сервисов с госслужбами безопасности и способы их заработка на пользователях.
Звонки и сообщения, которыми обмениваются друг с другом пользователи интернет-сервисов, должны регулироваться так же, как обычные телефонные звонки и sms, заявили FT представители Еврокомиссии. Согласно проектам нормативных документов, с которыми ознакомились журналисты FT, сервисы, позволяющие звонить из интернета на телефонные номера, будут приравнены к операторам связи – в отличие от тех, что позволяют связываться, не набирая номера, а используя только компьютеры.
Регуляторов поддерживают крупные европейские операторы связи, например испанская Telefonica и французская Orange: они давно возмущались, что Google, Microsoft (владелец Skype) и Facebook (владелец WhatsApp), почти не подпадающие под госрегулирование, получают неоправданные поблажки по сравнению с традиционными операторами, у которых они с каждым годом уводят все больше абонентов.
На регулировании мессенджеров и других коммуникационных сервисов давно настаивают и российские операторы.
Свежая идея
Поправки в законы о связи и о СМИ недавно разработал Медиа-коммуникационный союз, объединяющий крупнейших российских операторов связи. Он предлагает заставить владельцев мессенджеров и почтовых сервисов идентифицировать пользователей и блокировать их переписку, если та содержит запрещенную законом информацию, – или операторы ограничат доступ к этим сервисам. В начале осени законопроект должен быть представлен рабочей группе в Кремле.
Еще в 2013 г. вице-президент МТС Руслан Ибрагимов направил в Роскомнадзор и Минкомсвязи письма, в которых предлагал им обратить внимание на деятельность интернет-сервисов в России и рассмотреть вопрос о соответствии Skype и подобных компаний российским лицензионным требованиям. Тогда Минкомсвязи и Роскомнадзор не ответили – непонятно, как можно ограничить деятельность глобальных онлайн-сервисов в России, признавался чиновник отраслевого ведомства.
В декабре 2015 г. выяснилось, что Роскомнадзор все-таки разрабатывает идеи регулирования таких сервисов. Согласно законопроекту, их операторы должны были заключать договоры с операторами связи и выполнять ограничения, действующие для операторов. Ни лицензировать, ни сертифицировать деятельность интернет-сервисов Роскомнадзор не предлагал, подчеркивает федеральный чиновник, но из-за негативной общественной реакции работа над проектом была прекращена.
Операторы не сдавались. Их представители просили Федеральную антимонопольную службу (ФАС) разрешить им дифференцированную тарификацию интернет-трафика – чтобы трафик мессенджеров, которые забирают доходы сотовых компаний, можно было тарифицировать дороже. ФАС считала и до сих пор считает это недопустимым, говорит начальник управления регулирования связи и информационных технологий ведомства Елена Заева.
Партнер юридической фирмы King & Spalding Илья Рачков не исключает, что изменения в европейском законодательстве запустят законодательный процесс и в России. Существует определенная преемственность европейского законодательного опыта, особенно в телекоммуникационной и технологической сфере, говорит Рачков, например, европейский опыт был учтен при разработке российских законов о праве на забвение (право требовать удаления из интернета порочащей информации о себе) и переносе мобильного номера. А сейчас Евразийский экономический союз думает о специальных ценах на внутренний роуминг – аналогично тому, как это произошло в Европе, вспоминает он. По мнению советника Herbert Smith Freehills Станислава Григорьева, европейские инициативы сами по себе вряд ли подтолкнут российских чиновников на аналогичные шаги, но могут стать дополнительным аргументом для их лоббистов.
Чиновник отраслевого ведомства сомневается, что Россия станет перенимать опыт европейских стран в части регулирования онлайн-сервисов. Есть примеры, когда европейский опыт учитывался, например налогообложение таких компаний, как Google. Но от регулирования мессенджеров выиграют только операторы, а общество – нет, считает он.