Российское авторское общество хочет создать плейер для проигрывания музыки в публичных местах
Такая система уже есть у другой организации по управлению правами – ВОИСРоссийское авторское общество (РАО) готово создать технологическую платформу, которая позволит автоматически фиксировать использование музыкальных произведений в публичных местах (ресторанах, магазинах и т. д.), а также в эфире радиостанций и телеканалов. Так авторы и правообладатели смогут проверить, как часто исполняется их музыка и, соответственно, насколько корректно РАО начисляет им вознаграждение. Идея проекта обсуждалась на этой неделе руководством РАО и представителями крупных правообладателей – Universal Music, Sony Music, Warner Music, Продюсерского центра Игоря Матвиенко, Navigator Records, «Мегалайнера» и др., рассказали «Ведомостям» несколько участников этой встречи. Представитель РАО Иван Ким подтвердил, что идея обсуждалась. После обсуждения участники встречи решили, что такую систему надо делать, говорят собеседники «Ведомостей».
Всего в России три организации по коллективному управлению музыкальными правами, получившие аккредитацию от государства. Помимо РАО это Российский союз правообладателей (РСП) и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС). В 2015 г. они собрали 4,5 млрд, 2,2 млрд и 1,05 млрд руб. соответственно.
Сейчас владельцы торговых точек, ресторанов и других публичных мест сами составляют отчеты о том, какая музыка у них проигрывается, и на их основе платят вознаграждение обществам по коллективному управлению правами, говорит сотрудник крупной звукозаписывающей компании. Идея РАО – предложить им платформу-плейер с готовой базой музыкальных треков, с помощью которой те будут составлять свои плейлисты. Такой плейер будет автоматически фиксировать воспроизведение музыки, объясняет собеседник «Ведомостей». Идея здравая – у авторов давно вызывает вопросы то, как РАО и другие общества по коллективному управлению распределяют отчисления.
Требуют прозрачности
Многие авторы и исполнители публично заявляли о своем недовольстве тем, как РАО распределяет вознаграждения. Некоторые известные артисты даже отказались от сотрудничества с обществом. Президент Владимир Путин еще год назад дал поручение правительству реформировать работу обществ по коллективному управлению правами.
Но для запуска плейера необходимо согласие не только авторов, но и исполнителей и звукозаписывающих студий, т. е. владельцев смежных прав, соответственно, РАО с ними нужно договориться, указывает гендиректор Продюсерского центра Игоря Матвиенко Андрей Лукинов. Кроме того, по его словам, любой каталог по определению не может содержать всей существующей музыки, а аккредитованная государством авторская организация обязана представлять интересы всех авторов без исключения. За решением этого юридического казуса РАО уже обратилось в Минкультуры, знает Лукинов. Представитель министерства не ответил на вопрос «Ведомостей».
Два участника встречи сомневаются, что идея с плейером будет в итоге реализована. Первый указывает, что запуск плейера требует времени (на встрече говорилось о восьми месяцах после выбора разработчика), а РАО постоянно сотрясают скандалы и будущее общества неясно. Второй предполагает, что таким образом РАО хочет нейтрализовать негативный фон вокруг себя. Ничто не мешало РАО создать такую IT-систему раньше или использовать готовые решения (к примеру, Zvook или музыкальный сервис «Яндекса»), удивляется он.
В июне этого года МВД обвинило гендиректора РАО Сергея Федотова в выводе недвижимости из общества на 0,5 млрд руб., правоохранители завели на него дело, сейчас Федотов находится в тюрьме. Позже РАО сообщило, что часть средств по спорным сделкам, которые расследует МВД, уже вернулась на счета организации.
У ВОИС уже есть сервис, аналогичный проекту РАО, под названием Fonmix. Организация запустила его в марте. Правообладатели сами загружают в сервис свои каталоги фонограмм и даже формируют плейлисты. Система автоматически передает в ВОИС данные о звучавших композициях для начисления вознаграждения исполнителям. По словам гендиректора ВОИС Андрея Кричевского, организация уже договорилась об использовании Fonmix с несколькими крупными клиентами – в частности, с ресторанным холдингом «Росинтер» и ритейлером «М. Видео» (их представители подтвердили, что тестируют сервис).